Найти в Дзене
Ирина Барабанова

"Метод" Микеланджело или как заработать деньги в искусстве?

Аньоло Дони хотел быть в тренде. У него были деньги. Много денег. Он считал себя вполне себе уважаемым человеком. Разумеется, образованным. Все эти разговоры про его изворотливость и уловки торгаша - в пользу бедных. Зависть - дело понятное, особенно, если твоя невеста из рода Строцци.
Вон Медичи тоже женились на аристократках, чтобы подправить родословную. А чем он хуже?

Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони Строции. 1505–1506. Палаццо Питти, Флоренция
Рафаэль Санти. Портрет Аньоло Дони Строции. 1505–1506. Палаццо Питти, Флоренция

Да, его папаша нажил состояние, торгуя шерстью. Прикупил заброшенный дворец в приходе Санта-Кроче. Обустроил. Его сын еще докажет, что умеет вести дела не хуже предка. И подарок невесте выберет самый лучший. Пойдет и закажет картину не кому-нибудь, а самому Микеланджело. Он бы мог и Леонардо, конечно, но там все сложно. Деловой человек ценит сроки и гарантии, поэтому с этим гением лучше не связываться. Свадьба была уже накануне.

- Я хочу, чтобы ты сделал для меня Святое Семейство, Микеланджело. Пришел именно к тебе из чисто товарищеской привязанности. Из верности, можно сказать. Потому что мы выросли рядом, по соседству.
- Святое Семейство из белого мрамора? - уточнил Художник.
- Нет, что ты! Мрамор будет стоить кучу денег! Я хочу картину, которую можно будет вставить в круглый столик.

Скульптор отказался. Порекомендовал коллег. Но Дони настаивал. Он хотел быть модным. А после того как Микеланджело закончил своего Гиганта-Давида и стал официальным художником Флоренции, лучшего исполнителя для его заказа трудно было представить.
Предприниматель "включил" все свои навыки манипуляций. Но "переборщил". После его слов, что из мрамора высекать может любой и ума тут не надо, а картину рисовать нужны талант и смекалка, Микеланджело взвыл и замахнулся тяжелым.
Последний козырь Дони решил исход дела. Он сослался на Леонардо. Художник из чувства соперничества согласился. За сто флоринов. Дони торговался. Умело и профессионально. Взывая к детству, дружбе и голодным кошкам. Договорились на 70. Попросил у художника наброски.
- Наброски - это моя забота. А ты получишь готовую вещь.
- Кардиналу Пикколомини ты показывал.
- Пусть тебя сначала сделают кардиналом!

Однако самое интересное началось после того, как заказчик увидел картину. Она ему НЕ ПОНРАВИЛАСЬ!
Во-первых, эта крестьянская парочка не вызывала у него чувства святости и религиозного трепета.
Во-вторых, его смущали пятеро непонятных голых мужчин на заднем фоне.
В-третьих, это вообще было все непрофессионально(!!!)

Флоренция потешалась.
Дони угрожал отдать картину на переделку Леонардо и попросить закрасить "бесстыдников". Микеланджело поднял цену в два раза и отказался отдавать заказ. Конфликт развлекал всех, кроме самих участников.

В дело вмешалась невеста - Маддалена Строцци. Она пожелала получить свой подарок на любых условиях Мастера. Дони был вынужден согласиться. В ярости отсыпал Художнику 140 золотых монет и горестно воскликнул:
- Кто сказал, что художники - непрактичные люди?! Да он только что разорил хитрейшего купца во всей Тоскане!
- Зато ты теперь самый модный, Аньоло, даже не сомневайся! - хмыкнул Микеланджело и аккуратно сложил деньги в стопку.

Мадонна Дони. ок. 1507, Tondo Doni Доска, масло, темпера. 120 × 120 см
Уффици, Флоренция
(инв. 1456)
Мадонна Дони. ок. 1507, Tondo Doni Доска, масло, темпера. 120 × 120 см Уффици, Флоренция (инв. 1456)