Найти тему
Адам Петровский

Обзор книги "Ампир В"

Оглавление

Описание книги:

Роман написан в 2006 году, что было уже целых 14 лет назад. Стоит понимать, что темы, поднятые там, относятся скорее к тому времени и обстоятельствам. Однако радует то, что они не сильно изменились до настоящего момента, поэтому роман все еще остается актуальным.

Основой темой стало гиперпотребление и культ покупки новых вещей: действительно, болезнь 21 века. Хотя, конечно, многие будут спорить о том, что намного важнее будет еще одна тема, рассматриваемая в романе. Тема того, кто же тайно управляет всем человечеством. Возможно, они и будут правы, но я ее рассматривать не стану по некоторым причинам:

1. Из-за того, что для разных людей эта тема имеет очень субъективный характер. Тут каждый на уме и может предложить свое, конечно же, единственно верное толкование имеющихся в мире проблем.

2. Тема достаточно сложна. Если о ней люди спорят уже далеко не одно поколение, то как мы сможем прийти хоть к какому-то выводу за несколько постов.

3. Человек просто любит обсуждать политику и все, что с ней связано. Причем он может это делать нескончаемо долго. А в рамках данного формата это непозволительно.

Далее, стоит отметить безусловный стиль Пелевина. Это и бесконечные, сложно построенные размышления о смысле бытия. И мистификация. И его искрометный и очень ироничный юмор. И засилье матерной лексики. Стоит особо отметить еще один признак: героев.

Они чем-то даже шаблонны в последних его произведениях. Но это не является таким уж минусом. Да, из-за этого есть несколько проблем в повествовании, а, следовательно, и понимании нами, читателями, книги. Лично же мне такие герои больше нравятся, чем нет.. Все-таки простой и понятный всем герой, который проходит через всю линию сюжета и обретает по ходу новые черты характера или какие-то знания о мире – это довольно удобно, практично и популярно.

Это помогает тому, кто читает, больше абстрагироваться от объективной реальности и временно ассоциировать себя с главным героем повествования…

"-Что ты называешь душой - себя или нечто другое?
-Наверно, себя... Или нет, скоре все-таки что-то другое...
-Давай рассуждать логически. Если душа – это не ты, а что-то другое, зачем тебе о ней волноваться? А если это ты, как ты мог ее потерять, если ты сам – вот он?"

"Никогда не вини себя в том, в чем можно обвинить систему."

Главный герой:

Главный герой, какой он в “Ампир В”?

Его зовут Рома, и он достаточно обычный парень, который в свое время успел поработать в местном универсаме грузчиком. Все еще живет с мамой, и отношения у них складываются не лучшим образом.

Стоит оговориться, что этот роман про вампиров. Наш герой как раз-таки и становиться представителем данной расы, что является завязкой книги. Наш Рома теперь приобретает имя древнего бога: Рама.

Весь роман двигается на том, как обычный молодой человек постепенно познает все секреты этого мира и обучается тому, как быть вампиром в современном обществе. Проходит обучающий курс, на котором изучает такие важные и интересные для него предметы, как гламур и дискурс. Попытавшись объяснить их кратко, успеха не добьешься, поэтому в будущем, возможно, стоит остановиться на этих понятиях поподробней…

Но вернемся к герою.

На Раму все изначально забивают, методично и грамотно. Его учителя сразу не настроены сделать из него настоящего вампира по причинам, которые не хочется спойлерить, но это сейчас и не важно. Куда интересней то, что из-за этого главный герой сам стремится познать окружающий его мир. С него как будто скинули глазную повязку, открыв невиданные ранние просторы. А вот что делать с этим всем, решать предстоит только ему.

Отсюда, идет некоторый философский подтекст: герой сам изучает реальность и делает выводы, без помощи системного обучения. Его главный методом и лучший другом становится познание. Со временем он обращается к главному мыслителю среди вампиров. Он, Осирис, в свое время добился многого в понимании этого мира. Но для пелевинских вампиров несвойственно такое глубокое копание. Им важно то, что они хозяева этого мира, и никто не вправе им мешать. Вампиры просто должны питаться так называемым баблосом. Это, в свою очередь, квинтэссенция всего того полезного, что ментально производят люди.

Стоит еще отметить, что из-за всего этого наш герой не очень деятельный в том мире, в котором происходят события книги. Он в основном решает насущные для него проблемы, а сюжет двигается как бы параллельно этому. Из-за чего местами становятся непонятными цели или мотивы персонажей.

Однако, невзирая на все минусы, персонаж Рамы довольно приятен и удобен в данном романе. Он помогает хорошо раскрыть то, как обычный человек бы понимал тайную вампирскую организацию, ее устройство и историю изнутри.

Ассоциативный ряд срабатывает хорошо, и во время прочтения полностью погружаешься в этот мир; как бы чувствуешь себя в образе вампира-новичка. Поэтому образ Рамы прекрасно справляется с возложенными на него задачами.

-2
"Я чувствовал равнодушную отрешенность, словно все происходило не со мной, а с каким-то другим человеком, за которым я следил из четвертого измерения. Это придавало происходящему приятную необязательность и казалось залогом незнакомой прежде свободы – но я был еще слишком слаб, чтобы заниматься самоанализом."

"– Человек, – сказал Энлиль Маратович, – это самый жуткий и бессмысленный убийца на Земле. Никому из живых существ вокруг себя он не сделал ничего хорошего. А что касается плохого… Перечислять не надо?"

Одна идея из книги:

Сейчас подробней остановимся на теме гламура и дискурса. И, конечно же, связанной с этой темой чрезмерного потребления в современном мире.

Два понятия, гламур и дискурс, достаточно тяжело объяснить. Даже сам Пелевин постоянно давал различные их толкования, построенные в основном на примерах и аналогиях.

(Сразу стоит оговориться, что я рассматриваю эти понятия как часть культуры общества, а не как учебные дисциплины вампиров.)

Если кратко, то гламур – это то, кем ты являешься в обществе, какой образ формируешь в глазах других (а казаться ты должен человеком намного лучше себя настоящего, таковы правила современного мира).

А дискурс – это сублимация гламура, то есть это те намерения и цели, которые ты вряд ли сможешь осуществить в своей жизни и которым пытаешься придать хоть какую-то реальную, внешнюю форму через гламур.

И не сложно догадаться, что это отсылка к современной культуре, которая уже стала массовой и практически повсеместной. Люди хотят казаться кем-то, но не быть собой. Их целью является достижение чего-либо не ради себя, а ради мнения других. В этом и состоит главная проблема 21 века.

А для того, чтобы быть лучше в глазах окружающих, наиболее приемлемым инструментом выступает потребление. Эти пресловутые примеры про айфон в кредит и поездки в метро думаю всем знакомы. Поэтому не нуждаются в излишнем пояснении.

Хочется лишь сказать, что это ни к чему хорошему не приведет. Как пишет Пелевин, из-за такого желания быть лучше, чем ты есть на самом деле; постоянного стремления к каким-то заоблачным целям, при этом не приближаясь к ним ни на миг; жития на ради себя, а ради других; постоянного бега в колесе из проблемы и их решений, - люди отдают свою ментальную энергию другим. Тем, кто на этом наживается и использует в своих интересах.

В книге это представлено тем, что вампиры периодически проглатывают каплю “баблоса”- концентрацию всей той энергии, которую огромное количество людей вырабатывает ежедневно, находясь в мире иллюзий.

А основой этих иллюзий являются гламур и дискурс, в их негативном проявлении.

Поэтому, возможно, В. Пелевин хотел донести, что быть человеком и, в первую очередь, быть собой намного важнее того, чтобы казаться лучше других в погоне за призрачными целями, которые только истощают ваш дух.

-3
"«Духовность» русской жизни означает, что главным производимым и потребляемым продуктом в России являются не материальные блага, а понты. «Бездуховность» – это неумение кидать их надлежащим образом. Умение приходит с опытом и деньгами, поэтому нет никого бездуховнее (т.е. беспонтовее) младшего менеджера."

"– У гламура есть два главных аспекта, – сказал на одном из уроков Иегова. – Во-первых, это жгучий, невероятно мучительный стыд за нищее убожество своего быта и телесное безобразие. Во-вторых, это мстительное злорадство при виде нищеты и убожества, которые не удалось скрыть другому человеку…
...
– Цель гламура именно в том, чтобы жизнь человека проходила в облаке позора и презрения к себе. Это состояние, которое называют «первородный грех» – прямой результат потребления образов красоты, успеха и интеллектуального блеска. Гламур и дискурс погружают своих потребителей в убожество, идиотизм и нищету. Эти качества, конечно, относительны. Но страдать они заставляют по-настоящему. В этом переживании позора и убожества проходит вся человеческая жизнь."

Одна мысль после прочтения книги:

Насчет того, что осталось после прочтения…

В принципе, много чего можно подчерпнуть из этого романа, в том числе и из шуточек Пелевина. Серьезно, с помощью них иногда все становится в разы понятней, чем если бы это объяснялось километровыми текстами.

Но сейчас хотелось бы остановится на таком понятии, как сдвиг парадигмы.

Это то, что испытал на себе Рома Шторкин. Когда он превратился в вампира, перед ним стали открываться тайны сего мира, о которых он до сих пор и не догадывался. А ведь единственное, что с ним произошло - это сдвиг парадигмы или образа мышления, если удобней.

Он и думать не мог до своей трансформации о том, как на самом деле устроена действующая политика и общественный строй. Но превратившись в вампира, он стал в то же время и своеобразным сверхчеловеком. Правда, не совсем по Ницше. А суть этой отсылки в том, что второе название романа – это “Повесть о настоящем сверхчеловеке”.

Пелевин анализирует, кто может называться сверхчеловеком и какими знаниями он при этом должен обладать.

Подводя итог, мне кажется, что Пелевин хотел сказать, что человек должен постоянно стремится к чему-то новому. К тому, что его по-настоящему интересует, а иначе наступит ментальная усталость и истощение, которые собирают вампиры в так называемый баблос.

Возможно, он имел в виду что-то другое, например, более глубокие размышления о природе и возможностях сверхчеловека. Но после прочтения у меня осталась именно эта мысль, с которой я и решил поделиться здесь.

-4
"Если у корабля не будет балласта, он перевернется и утонет. А если напустить в него немного воды – той же самой, что за бортом – он приобретет устойчивость. Ты должен быть готов к любому переживанию. Это как прививка. Неприятно, конечно, но ничего не поделаешь."

"Чаще всего вампир проигрывает поединок именно потому, что слишком долго думает, какой прием будет самым подлым и бесчеловечным. Поэтому в боевой ситуации не следует размышлять. Надо довериться инстинкту. А чтобы довериться инстинкту, надо на время забыть о подлости. Это и будет самым подлым способом ведения боя. Такой вот парадокс."

"Человек думает, что добывает деньги для себя. Но в действительности он добывает их из себя. Жизнь устроена так, что он может получить немного денег в личное пользование только в том случае, если произведет значительно больше для кого-то другого. А все, что он добывает для себя, имеет свойство странным образом просачиваться между пальцев… Ты разве не заметил? Когда работал грузчиком в универсаме?"

"Не только ты. Все люди. И чем они умнее, тем они глупее. Человеческий ум – это или микроскоп, в который человек рассматривает пол своей камеры, или телескоп, в который он глядит на звездное небо за окном. Но самого себя в правильной перспективе он не видит."

Выводы:

Что ж, книга Пелевина очень неоднозначная и в ней поднимается множество интересных и важных для современности тем. Одно только это делает “Ампир В” хорошей книгой для прочтения.

Но в ней также полно подводных камней, например:

1.Не всем нравится литературный стиль Пелевина;

2.Обилие шуток, в том числе и матерных;

3.Излишние философствования;

4.Хождение вокруг да около без окончательного вывода по теме.

Возможно, есть еще какие-то субъективные и не совсем причины, по которым вы не захотите ознакомиться с данной книгой. Это уже ваш выбор.

Но лично мне “Empire V” понравился. Просто мне все личные черты письма и уникальный стиль Пелевина приходятся по душе. Будь то юмор над современным обществом или полотна философских размышлений, которые приводят в никуда. Все это доставляет мне удовольствие как во время чтения, так и после него.

И если вам тоже нравится что-то подобное, то эта книга сможет вас заинтересовать. А учитывая скорый выход фильма, думаю, будет очень приятно и в то же время полезно ознакомиться с книгой до кинопроката. А после же этого сходить и посмотреть сам фильм. В принципе, это всегда полезный опыт, так как помогает полностью понять произведение и насладиться им. Ведь бывает такое, что проще понять через словесную или, наоборот, через образную форму, то есть с помощью картинок, видеоряда и так далее.

Мой телеграм канал, где посты выходят раньше: https://tele.gs/theLiterator

-5