Найти в Дзене
SpaceForYou

Система "Спираль". Гений Лозино-Лозинского

Много ли среди нас гениев? Рискну предположить, что нет. Современность на гениев откровенно бедна, то-ли не появляются, то-ли не могут реализовать свой потенциал в бурном водовороте окружающей жизни. Недалекое прошлое подарило нам сотни выдающихся имен, среди которых, особенно выделяется Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский- автор авиационно-космической системы "Спираль". Концепция "Спирали" представляет собой идею воздушного старта небольшого орбитального челнока, запущенно с гиперзвукового самолета-носителя. В первую очередь, проект заинтересовал военных. Еще бы, ведь такой челнок мог стать универсальным подспорьем для Вооруженных сил. Круг задач был воистину универсальным: выведение небольших спутников, разведка, нанесение орбитальных ударов и даже проведение диверсионных акций на орбите. Первые работы начались в середине 60-х годов. Основная техническая сложность проекта заключалась в создании гиперзвукового самолета-носителя, второй этап предусматривал постройку орбитального челнок

Много ли среди нас гениев? Рискну предположить, что нет. Современность на гениев откровенно бедна, то-ли не появляются, то-ли не могут реализовать свой потенциал в бурном водовороте окружающей жизни.

Недалекое прошлое подарило нам сотни выдающихся имен, среди которых, особенно выделяется Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский- автор авиационно-космической системы "Спираль".

Концепция "Спирали" представляет собой идею воздушного старта небольшого орбитального челнока, запущенно с гиперзвукового самолета-носителя.

В первую очередь, проект заинтересовал военных. Еще бы, ведь такой челнок мог стать универсальным подспорьем для Вооруженных сил. Круг задач был воистину универсальным: выведение небольших спутников, разведка, нанесение орбитальных ударов и даже проведение диверсионных акций на орбите.

Первые работы начались в середине 60-х годов. Основная техническая сложность проекта заключалась в создании гиперзвукового самолета-носителя, второй этап предусматривал постройку орбитального челнока.

Забегая вперед, скажем, что работы по челноку, в целом были выполнены успешно, макеты орбитальных космолетов серии "Бор" и дозвуковой демонстратор МиГ-105.11 хоть и не без аварий, но совершали свои полеты.

Миг-105
Миг-105

С работами по самолету все было сложнее. Как мы помним, для того, чтобы вывести объект в космос, он должен достигнут первой космической скорости, т.е. 28 440 км/ч.

Предполагалось, что самолет достигнет скорости 6 М., после чего на высоте 30 км произойдет отделение орбитального челнока, который включит двигатели и используя бонус скорости и высоты достигнет космоса.

Носитель проектировали долго. Двигатели для машины хоть и были созданы, но никак не получалось выжать из них требуемые характеристики, а в самом проекте постоянно возникали проблемы, которые требовали доработок.

Проект "дотягивали" до середины 70-х, когда росчерком пера он был закрыт А.Гречко в пользу разработки менее рискованной версии "Буран", с формулировкой " Фантазиями мы заниматься не будем ". Фактически, его закрыли на завершающем этапе.

Dream Chaser
Dream Chaser

В 1989 году на 40-м конгрессе Международной авиационной федерации (AI), состоявшемся в 1989 году в Малаге американская делегация подтвердила, что советские разработки шли в верном направлении.

Наработки программы Спираль были использованы не только в отечественной промышленности, благодаря ней в США был создан челнок Dream Chaser, орбитальный полет которого должен состояться в ближайшие годы.

Характерно, что в 80-е годы, Лозино-Лозинский предложил новую концепцию воздушного старта- "МАКС", где крупный челнок, больше похожий на уменьшенную копию "Бурана" стартовал с самолета-гиганта Ан-225 «Мрия». Этот проект забрал призы лучших мировых аэрокосмических выставок, но у развалившейся страны уже было на это денег.

проект МАКС
проект МАКС

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно

Наука
7 млн интересуются