Найти тему

Стойбище оленеводов. Как живут ненцы в тундре?

Они движутся в одном направлении, а издалека кажется, что текут рекой. 2,5 тысячи оленей шагают по утренней осенней тундре. Такая картина радует глаз.

Оказаться в стойбище оленеводов и так близко увидеть домашних северных оленей удается не каждый день. Некоторые животные разбегаются, а этот подошел на расстояние вытянутой руки.

Здесь, вдали от машин и больших городов мир видится совсем другим. На лоне природы жизнь течет не спеша. Пока в стороне мирно пасутся олени хозяева чумов вновь занимаются своими привычными делами...

"Нас тут 5 семей в стойбище - рассказывает оленевод Владимир Тибичи. - Вот и график дежурств составлен сегодня один завтра другой. По два человека работаем. Что в ходит в обязанности? Дежурство вот в основном стадо. В основном в свободное от работы время занимаемся вот нарты делаем".
Владимир Тибичи, оленевод
Владимир Тибичи, оленевод

Стругая ножом полозья для нарт, Владимир Тибичи рассказывает о жизни в тундре. Каслать с места на место, говорит, приходится постоянно. За лето семьи оленеводов преодолевают сотни километров. Остановки только там, где есть ягель.

Владимир Тибичи: "Отел оленей удачный был, а вот лето очень жаркое, слишком жаркое. Воды нету в этих районах - мало воды. Падежа животных много было. Во время отела, если оценивать, то получается где-то 1/4 гибнет, а за лето пропадает уже почти половина!"

За быт и воспитание детей в ненецких семьях отвечают женщины. Установить чум, наколоть дрова, растопить печь, приготовить обед – хлопот всегда очень много.

О том, как живется в тундре рассказывает жена оленевода Вероника Тибичи: "Здесь нам живется хорошо, мы уже привыкли. А так трудновато конечно. Трудности -это вот мошкара, холод. Ну и особенно с детьми трудновато. У меня четверо детей, муж. Два мальчика, две девочки. Сейчас уже вырастают. Маленькой дочке - 1 год. Старшей -6 лет".
Вероника Тибичи, жена оленевода
Вероника Тибичи, жена оленевода
Вероника Тибичи: "Образование детям надо получить, чтоб они не были оторваны. Когда вырастут, я хотела бы, чтоб половина детей жила в тундре, а половина - в поселке (смеется).

Главное, признается многодетная мама, чтобы дети были здоровы. Воспитание и образование - на втором месте, хотя тоже очень важны.

-8

Всего здесь около 30 человек. На первый взгляд стойбище кажется обжитым и обустроенным. На самом деле люди остановились здесь всего-то на несколько дней. Уже завтра-послезавтра они перейдут на новое место.

Михаил Шершнёв, журналист
Михаил Шершнёв, журналист

Пока тундра чиста, бесконечна и далека от цивилизации, пока на ее территории растет ягель, оленеводу есть куда идти. А значит жизнь продолжается...

🟢 МИХАИЛ ШЕРШНЁВ