В 1936 году Москву захлестнула детская преступность. Преступные группы подростков, куда входили и девочки, становятся большой проблемой. Вначале они боязливо попрошайничали, а потом на окраинах и вслед затем и в ценрте Москвы, начали совершать кражи,грабежи,разбои. Детский писатель А.П. Гайдар не мог не заинтересоваться этой проблемой. У начальника ближайшего отдела милиции он поинтересовался этой проблемой и тот пояснил ему по секрету, что причина такой малолетней безнадзорности заключается в том, что родители этих детей арестованы и они предоставлены сами себе. Зачастую живут с престарелыми бабушками или дедушками, которые малообеспеченны и еле сводят концы с концами. Поэтому подростки и идут на совершение преступлений.
У А.П. Гайдара возник замысел написать повесть на тему о том, как живет и что чувствует в это время мальчик, у которого посадили отца. Который мачехе по большому счету не нужен. И фактически полупозабытый и друзьями отца, и школой.
2 ноября 1938 года в N 149 (2143) газеты "Пионерская правда" было напечатано начало повести Аркадия Гайдара "Судьба барабанщика", но продолжения не последовало. А над самим Гайдаром сгустились тучи в связи с арестом первого секретаря ЦК ВЛКСМ Александра Косарева. Книги Гайдара были изъяты из всех библиотек и уничтожены. Однажды Гайдар попросил в читальном зале выдать ему его "Школу" и "Военную тайну". Пожилой библиотекарь рабоче-крестьянского происхождения большевистски прямо заявил: "Этот Гайдар оказался врагом народа. Проводил диверсионную работу среди наших детей. Он арестован. Его книги мы сожгли… А вы, гражданин, собственно, кто такой будете? Почему вас эти диверсионно-вражеские книги так интересуют? Предъявите документик. Или я вызову милицию." "Кто я буду?", — насмешливо и грустно переспросил Аркадий Петрович, — Я тот самый Гайдар." Но все закончилось благополучно. 1 февраля 1939 г. Гайдар был награжден, в числе других советских писателей. Его наградили орденом "Знак почета". Произведения вновь стали печатать.
И в том же 1939 году повесть "Судьба барабанщика" вышла отдельным изданием. Гайдар написал сценарий для кинофильма по своей повести. Но фильм сняли только в 1955 г. Сценарий доработала для съемок фильма бывшая жена Гайдара Лия Соломянская, сценарий несколько отличался от повести. Главным отличием было то,что отец главного героя - Петр Боташов в фильме начальник цеха на авиационном заводе и его сажают за утерю секретного документа.А в книге он директор текстильного магазина и посажен за хищение 6000 рублей денег,а также сукна и других тканей. Снял фильм "Судьба барабанщика" режиссер Виктор Эйсымонт. Фильм вышел в прокат в августе 1956 г. и собрал 27 млн. зрителей.
Директором этого завода является комдив,по нынешнему генерал-майор,Николай Половцев,исп. Андрей Абрикосов. Они друзья еще с гражданской войны, вместе воевали. Как всегда очень обаятелен и убедителен Даниил Сагал, к тому же он прекрасно поет. У его очень мягкий,задушевный баритон.Вот они вместе с Половцевым вспоминают былые дни. Какой здесь и Андрей Абрикосов красавец.
После гибели жена Петр Боташов женился на молодой студентке Валентине.
У Валентины есть любовник, инструктор по пулевой стрельбе Осоавиахима Виктор. Она собирается уйти к нему. Однажды она пишет письмо любовнику, не заметив,что это служебный бланк ее мужа. Потом на этом бланке на лицевой стороне Боташов напишет сопроводительную для директора завода и вложит ее в пакет с секретными документами.А Валентина,боясь разоблачения,выкинет этот пакет.За утерю секретных документов Боташова посадят в тюрьму.
Вот такая завязка сюжета. Проходит полгода. Валентина выходит замуж за любовника Виктора и они уезжают отдыхать на Кавказ. Сергей остается один. В повести Гайдар сделал очень сильный акцент на то, что 12-ти летний мальчик остается один. Никто из взрослых не интересуется его жизнью, друг отца Половцев уехал на полгода, друзья разъехались, так как лето,каникулы. И описывается очень тяжелая атмосфера одиночества и безысходности.
Повесть писалась в 1936-38 г.г. Самый пик борьбы с "врагами народа". Повальные аресты в партийной, советской, военной верхушке,часто по клеветническим доносам. У Гайдара было несколько вариантов причин ареста отца Сергея. Самый первый - необоснованный донос, в связи с чем с Сергеем прекращают общаться его друзья и старые знакомые отца. В т.ч. и Половцев. Но так как это был непроходной вариант, то отца сделали директором магазина и растратчиком, а стал он им из-за неуемных аппетитов молодой красивой мещанки Валентины. За ударный труд Боташова досрочно освобождают из колонии. Это и осталось в книге. А вот уже в фильме Петра Боташова сделали прямой жертвой безответственной Валентины, которая утеряла секретные документы. Ну, не мог у такого геройского барабанщика отец оказаться примитивным расхитителем социалистической собственности.
Окрутили его молодые урки, сразу он им должен стал. Пришлось украсть мачехину горжетку и продать старьевщику,чтобы рассчитаться. А в это время нашелся секретный пакет,который выбросила Валентина.Дворничиха нашла его в подвале. И воры прознали про этот пакет.
И появились в квартире Сергей два странных гражданина
И оказался этот "дядя Вася" иностранным шпионом. Скорее всего этот бывший белогвардеец работал на польскую или немецкую разведки. А весь в блатных наколках "старик Яков" был уголовный элемент у него на подхвате. Это уже в позднесоветское время и в свободной России "советская малина врагу сказала нет... и сдала того фраера войскам НКВД." То есть поддерживался миф,что советские уголовники были истинными патриотами и никогда не шли на сделку с врагом. А вот в 50-е один за другим шли фильмы,где враг вербовал себе подручных именно из уголовников - "так случиться может с каждым, если пьян и мягкотел".
А Виктор Хохряков создает образ не мрачного и угрюмого шпиона, а что-то типа веселого авантюриста Остапа Бендера. Также сыпет афоризмами, метафорами и практически крылатыми выражениями.Такой веселый и обаятельный шпион. Вот чувствуется,что он в молодости был лихим гусарским поручиком, повесой, поэтом и любимцем дам. Все свою шпионскую работу он делает легко, непринужденно, с огоньком и выдумкой. Но все же чувствуется,что это стальной кулак в лайковой перчатке. Вот даже симпатию испытываешь к этому, наверное, неплохому по своему человеку. Но так сложилась жизнь.
В общем Сережа передает секретный пакет "дяде Васе" с вопросом,что делать. Шпион сразу понял,что ему в руки приплыла крупная рыба. В пакете были документы о секретной авиационной разработке инженера Грачковского,который живет в Киеве. И прихватив Сережу , вся шпионская банда по вновь утвержденному Центром плану, отбывает в Киев за документами инженера Грачковского.
И получилось,что Сергей потерялся среди живых. Он по прежнему один на один со своей судьбой. И некому помочь. Отец посажен на 5 лет, давно нет от него писем. Валентина уехала. Половцевы не общаются с ним. И нет никого рядом, кроме шпионов и бандитов. Но он еще в иллюзиях насчет "дяди Васи", который обещал отправить его учиться в мичманскую школу.
Но иллюзии скоро развеялись, когда Сережа нашел в дядином чемодане браунинг Виктора, нового мужа Валентины, который дядя украл в его доме , и догадался,что "старик Яков" тяжело ранил инженера Грачковского, пытаясь его убить и совершить тем самым теракт против конструктора военной техники. А "дядя" и"старик Яков" собрались бежать из Киева. И Сережа опять остается один против всех этих шпионов и бандитов и надо решать - спрятаться и дать им уйти или попытаться помешать.
"Теперь хорошо! Пусть уйдут эти страшные люди. Мне их не надо… Уходите далеко прочь! Я один! Я сам!",-"Как уйдут? — строго спросил меня кто-то изнутри. — А разве можно, чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им угодно?" Я растерянно огляделся и увидел между камнями пожелтевший лопух, в который был завернут браунинг.
"Выпрямляйся, барабанщик! — повторил мне тот же голос. — Выпрямляйся, пока не поздно",— "Хорошо! Я сейчас, я сию минуточку, — виновато прошептал я. Но выпрямляться мне не хотелось. Мне здесь было хорошо — за сырыми, холодными камнями.
Вот они вышли. Чемоданы брошены, за плечами только сумки. Что-то орут старухе… Она из окошка показывает им язык. Остановились… Пошли. Я открыл глаза и потянулся к браунингу.
"Выпрямляйся, барабанщик! — уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. — Встань и не гнись! Пришла пора!» И я сжал браунинг. "
Сережа выстрелил и убил "старика Якова", но "дядя",опытный диверсант, тоже успел выстрелить и тяжело ранил его в шею. Но уже была на подходе наша Красная Армия. Сережу разыскивали по всему Союзу, вернувшийся Половцев организовал поиски. И дом был уже окружен чекистами. Дядя не успел бежать,его схватили. И нашли секретный пакет, из-за которого посадили отца Сережи.
Всю шпионско-уголовную банду арестовали. А так же и Валентину. Никто не ушел от ответственности. Конец фильма.
Очень крутой для своего времени приключенческий фильм. Конечно, это немного не то,что написано в повести Гайдар. Детективная составляющая в фильме стала доминирующей. А в повести основной целью было передать ту гнетущую обстановку 37-38 г.г., которая была обществе в связи с тем смерчем репрессий,что обрушился на страну. И Гайдару это иносказательно удалось сделать, оставив маленького мальчика один на один ,без защиты родителей и общества, с суровой действительностью. В которой могут посадить невинного человека, а настоящие враги свободно расхаживают, в которой про тебя, маленького пионерского барабанщика, могут просто забыть. Но маленький барабанщик все равно остался стойким бойцом, потому как правильные книжки читал и верные песни пел.
Еще несколько детских фильмов на нашем канале :
"Детство Горького" ,1938 г. - Россия, которую кто-то потерял
"Сибиряки",1940 г. - сибирские пионеры в поисках трубки для т. Сталина
"Тренер",1969 г. - один из самых светлых и добрых фильмов о наших мальчишках
Несколько замечательных советских "школьных фильмов" конца 60-х годов
"Неуловимый мститель" Зигмунд Колосовский,1945 г.
Пишите комментарии.
Ставьте лайки.
Подписывайтесь на наш канал.
.