Всем привет! Я Максим Русанов. Никогда не думал, что буду продюсировать проект со сверхнизким бюджетом. До этого считал, что это нереально. Всё реально!
В 2018 году мы начали снимать полный метр с бюджетом в 1.3 млн рублей и это были частные деньги. По меркам кино - это очень и очень маленький бюджет, но мы поставили цель уложиться и сделать хороший фестивальный фильм.
Ниже приведены ряд пунктов, выполнение которых позволит оптимизировать производственный бюджет и уложиться в его рамках.
ЦЕЛЬ: Перед тем как создавать кино решите, что снимать и для чего снимать - фестиваль, конкурс, ограниченный прокат, урезанная версия для последующей продажи большому продакшену с целью создания чего-то более масштабного в будущем, youtube или платформенный проект и т.д.
ЖАНР: Выбор жанра существенно влияет на бюджет. История кино знает немало примеров успешных низкобюджетных проектов, которые «выстрелили» в прокате!
ВРЕМЯ И ГЕОГРАФИЯ: Если события фильма разворачиваются в наше время, а съёмки идут в городе, где проживает команда, то это существенно экономит время. Это надо учитывать на этапе написания сценария.
ЛОКАЦИИ: Чем меньше локации, тем быстрее проходят съемки, не перемещения между объектами минимальные, значит происходит экономия времени и денег.
ДЕКОРАЦИИ И РЕКВИЗИТ: Использование уже имеющихся вещей в качестве игрового реквизита - экономия бюджета.
СЛОЖНОСТЬ ПОСТАНОВКИ: Даже такая классика как "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света." обошлась без сложно-постановочных мистических эффектов. А вот создателям "Паранормальное явление" пришлось включить смекалку, и все спецэффекты они сделали потрясающе:
КОМАНДА: Это самое важное и бесценное в любом проекте. Чтобы снять фильм в рамках бюджета нужно искать тех, кто хочет проявить себя и реализовать проект в новой должности. Например, для нашего художника по костюмам это первый проект, ранее на других фильмах она была помощником, замом. Мотивация и желание сделать проект, который откроет новые возможности перед каждым членом команды - сильный козырь в переговорах по оптимальному размеру гонорара для специалиста и продюсера. Да, команда выкладывается по полной, за небольшие деньги, но и каждый получает ряд преимуществ. Привлекайте волонтеров и тех, кто хочет начать работать в кино.
ДУБЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИЙ: Если сотрудники смогут дублировать часть задач, без ущерба для производства и себя, то это также поможет сэкономить деньги и перераспределить их на другие цели. Я был продюсером и камервагеном одновременно.
РЕНТАЛ: Дружественный рентал, который предоставит камеру, операторскую технику с большой скидкой за слова благодарности в титрах тоже сохранит деньги.
СВЕТ: Грамотное использование естественного света - тоже помощь для экономики проекта.
АКТЕРЫ: Опять же при разработке идеи и написании сценария нужно стараться оптимизировать количество главных и второстепенных героев. Актеры групповых и массовых сцен, эпизодов - друзья, знакомые часто готовы поддержать и сняться бесплатно.
ОДЕЖДА: Просим актеров использовать свою по мере возможности.
ИГРОВОЙ ТРАНСПОРТ И РЕКВИЗИТ: Используем те машины, которые есть у группы, реквизит набираем из всего, что может принести группа.
ПОДГОТОВКА и РЕПЕТИЦИИ: Временные инвестиции всей команды в проект на препродакшене и репетиции до съемок - существенно экономят время и сводят на нет все переработки, то есть экономят деньги и силы.
ПАРТНЕР: Большой продакшн, который может поддержать проект на постпродакшене или провести часть работ за небольшие деньги (монтаж, цветокоррекция, сведение и так далее) - большая поддержка создателям фильма.