Найти тему

Путешествие по мартовскому Алтаю. Часть 3.

Часть 1

Часть 2

В конце второй части мы доехали по Чуйскому тракту до перевала Чике-Таман, а в третьей нас ожидает Средняя Катунь.

Средняя Катунь - участок Катуни протяжённостью чуть более 200 километров между притоками Кокса и Б. Сумульта.
В Онгудайском районе Чуйский тракт идёт по долине Катуни на протяжении чуть более 30 километров между притоками Б. Ильгумень и Чуя, как раз мимо самой средней части Средней Катуни.

Начинаем спуск с перевала Чике-Таман в долину реки Большой Ильгумень и по ней через 17 километров попадаем в долину Катуни. Наша первая остановка как раз там, где Большой Ильгумень впадает в Катунь. Для того, чтобы попасть к этому месту, нужно пройти через территорию турбазы Кур-Кечу (бывший кордон Онгудайского лесхоза). Прямо напротив устья Б. Ильгуменя находится Ильгуменский порог Катуни. Летом здесь интересно наблюдать за проходящими порог (4 категория сложности) рафтами и катамаранами, а сейчас мы просто посмотрим на мартовскую Катунь.

Обратите внимание на цвет и прозрачность воды. Вот она настоящая бирюзовая Катунь, летом вы такой воды не увидите, только с конца сентября и до начала апреля.

-2
Про изменение цвета и прозрачности катунской воды в зависимости от времени года и места читайте в статье Там, где Катунь прозрачна как слеза...

Едем дальше, через пару километров тракт подойдёт вплотную к берегу и впереди нас ждут катунские бомы Кур-кечу, Уркош, Яломан, Айры-Таш, Кынгырар, Бичикту-Кая.

Бомом на Алтае называют место, где дорога проходит по прижиму над рекой. С одной стороны обрыв в реку, с другой - отвесная скала. Или просто скальный обрывистый берег.

-5

А пока смотрим на пасущихся лошадей...

... и коров.

-7

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Катунь, вид вниз по течению от начала бома Уркош.

Март 2017.
Март 2017.

Перед бомом Уркош до лета 2018 был живописный бугорок, поросший небольшими деревьями и кустами, но при ремонте дороги с него брали землю и в итоге срыли подчистую. Как смотровая площадка и точка съёмки место, конечно, осталось, но уже без передних планов.

Бом Уркош. Вот он, это бугорок на переднем плане (март 2017).

Облетающий иней над мартовской Катунью.

В конце бома Уркош находятся песочные стены, которые в процессе ремонта дороги тоже слегка "подрихтовали". Фото ниже сделано до ремонта.

-12

Вид на Катунь от песочных стен бома Уркош.

Вид с катунских бомов на катунские террасы.

Катунские террасы образовались в результате нескольких катастрофических паводков, когда прорывало древние озёра, находившиеся на месте Чуйской и Курайской степей и по долинам Чуи и Катуни шла волна (селевой поток) высотой более 100 метров.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина

Айры-Таш (расколотый камень). Когда-то здесь была узкая щель между скалами, которую при строительстве Чуйского тракта расширили сначала для одной машины (это было самое узкое место на тракте), а затем и для полноценной дороги. Рядом на скалах сохранился участок древней вьючной тропы.

Около Малого Яломана.

-17

Фото Николая Лялина:

Ну вот не удержался и снял эту "весёлую" телеграфную линию по дороге от Малого Яломана к Ине. Одна из немногих, пока сохранившихся. В наш век беспроводных технологий их постепенно ликвидируют и безотходно утилизируют - столбы идут на дрова, провода в цветмет или как источник проволоки для бытовых нужд, изоляторы на печки-каменки для бань.

Несмотря на снег (неглубокий), козы, овцы, коровы, лошади на подножном корме - вон сколько следов натоптали.

-19
Лет 10 назад я начал собирать фотоколлекцию "пьяных" телеграфных линий в Республике Алтай под названием "Особенности национального телеграфа". Большинство таких находилось почему-то в Онгудайском районе, в других попадались реже. Многих линий сейчас уже не существует. Возможно, когда-нибудь сделаю статью с фотозарисовками на эту тему.

Фото Николая Лялина:

В селе Иня Чуйский тракт по мосту пересекает Катунь и далее идёт по террасам правого берега. На фото ниже мы проезжаем по новому мосту и видим старый подвесной мост, действовавший с 1936 по 1970 годы.

Фото Николая Лялина
Фото Николая Лялина
Подвесной ("Цаплинский") мост в селе Иня - первый в мире двухвантовый автомобильный мост, дипломная работа студента Московского автодорожного института Сергея Цаплина. Строительство началось в 1934 году, эксплуатировался с 1936 по 1970 годы. Длина 142 метра, пролёт над Катунью - 100 метров. Сейчас находится в полуразрушенном состоянии. С 1989 года - памятник архитектуры регионального значения.

Катунь за селом Иня мартовским морозным утром.

-22

На левом берегу километрах в 15 выше по течению находится ещё одно село - Инегень. Чтобы попасть в него до 2014 года пользовались подвесным деревянным автомобильным мостом, что на фото ниже. В последние годы своего существования мост находился в аварийном состоянии и не устоял против мощного паводка летом 2014 года. Восстанавливать его не стали, а через год построили два бетонных моста через Чую и Катунь чуть выше по течению, а заодно и новую дорогу в Инегень.

-23

Катунь около бома Бичикту-Кая. Бичикту-Кая значит "скала с надписями", исследователи XIX -начала ХХ веков также подтверждали наличие петроглифов, но при строительстве тракта многие рисунки и надписи были уничтожены.

Едем в сторону смотровой площадки на слиянии Катуни и Чуи.

-25

Полынья на Катуни около устья Чуи.

-26

Вот так зимой и ранней весной выглядит слияние Чуи (слева) и Катуни (справа). Фото сделано до строительства мостов и новой дороги в Инегень.

-27

А вот это уже более позднее фото, сделанное с междуречья Чуи и Катуни - с террасы над Катунью, которую видно на предыдущем фото. Чуя впадает справа посередине кадра.

-28

Новый мост через Катунь на дороге в Инегень. А на заднем плане видна старая дорога, проходящая по узкому скальному прижиму левым берегом реки, как раз от того подвесного моста, что смыло в 2014 году.

-29

Вид на Катунь с моста.

-30

На этом третья часть заканчивается. В четвёртой мы продолжим путешествие по Чуйскому тракту там, где он полностью оправдывает своё название, то есть вдоль Чуи.

Вид с дороги между мостами через Чую и Катунь в направлении долины Чуи.
Вид с дороги между мостами через Чую и Катунь в направлении долины Чуи.

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках.

-32

Фотографии в статье сделаны участниками экспедиционных поездок, большинство – автором статьи. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения авторов.