Найти тему
Александр Святуха

Шут, который носил шпагу

Люди во все времена ценили хорошую шутку. Но долгие годы из развлечений у них были в основном уличные балаганы и скоморохи. И лишь у тех, кто обладал богатством и властью — персональные шуты.

Этих людей никто не считал ровней до такой степени, что на них не полагалось сердиться. Поэтому они и позволяли себе говорить правду в лицо властьимущим.

Самые униженные существа при дворе, шуты были одновременно могущественнее многих вельмож. Порой они оказывали настолько сильное влияние на королей, что, по сути, участвовали в управлении страной, стоя позади трона.

Таким был и великолепный Шико — шут, носящий шпагу.

-2

Внук славного Франциска король Генрих III не унаследовал от деда ни властности, ни воинственности, ни авторитета. Зато перенял полезную привычку держать при себе сообразительного шута. Им стал дворянин Жан-Антуан д`Анжелер, прославившийся под именем Шико.

Прекрасный фехтовальщик, единственный шут в истории Франции, имевший право носить шпагу, сильный и ловкий де Шико (он настаивал на том, чтобы его прозвище произносили с дворянской приставкой «де») никому не давал себя в обиду. Зато имел массу привилегий. Он мог улечься спать на полу посреди аудиенц-зала во время важного приема, мог прилюдно назвать короля дураком… При этом, игнорируя традицию носить шутовской колпак, одевался Шико модно и со вкусом.

Его участие в политической жизни Франции трудно переоценить. Вряд ли король Генрих III принял хоть одно серьезное решение, не посоветовавшись с Шико. Говорят, последний также принимал участие в убийстве Франсуа де Ларошфуко, одного из лидеров гугенотов, во время Варфоломеевской ночи.

В марте 1584 года ему был пожалован аристократический титул. А пять лет спустя, когда благодетель Генрих III, последний из династии Валуа, получил удар кинжалом в сердце, Шико, не долго думая, одним из первых в стане покойного монарха признал право на трон Генриха IV Бурбона.

Очередной король не мог не признать таланта Шико, тем более, что советы пока еще не вошедшему в Париж Генриху IV он давал более, чем ценные.

Вот один из них: «Верь мне, пошли равно ко всем чертям, если то будет надобно, и папистов, и гугенотов, только бы тебе спокойно владеть королевством Французским».

Шико погиб, как и подобает великому шуту — из-за неудачной шутки. При осаде Руана он самолично взял в плен одного из ярых противников нового властителя Франции — графа Арни де Шалиньи. Но, рассчитывая на благородство пленника, не отобрал у него шпагу. Войдя в королевский шатер, Шико сказал: «Смотри, Генрих, что я тебе дарю!».

Граф Шалиньи в ярости ударил его эфесом шпаги по голове, отчего гениальный шут скончался на месте.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал!