Продолжение истории про район Старый город в Дербенте. Начало рассказа вот тут.
Главная городская мечеть (что видно по ее имени — «Джума» то есть «Пятничная») во-первых, небольшая, во-вторых, без минаретов (они тут все такие за одним исключением), а в-третьих — ее очень тяжело снять, ведь застройка очень плотная.
Вход.
Мечети исторические, маленькие и более похожи на молельные дома, чем на величественные храмы. Это Бала-мечеть.
Вторые по частоте и значимости заведения — бани. Вот эта женская, тоже памятник архитектуры, конечно (1613 г.)
Тут наверно что-то такое и написано.
Мужская тоже есть.
Самые, пожалуй что, мощные ворота городских стен Орта-Капы (или «Средние»).
На них можно подняться.
Еще Тема Лебедев восхищался, что в Дербенте можно ходить где угодно и нет никаких ограждений. Все так.
Старый город, вид сверху. Из-за тумана ни черта не видно.
Портал мощнейший все же. Эти ворота до сих пор используются также и автотранспортом (как и почти все другие тут).
Сто лет назад ворота выглядели похуже.
Ворота Баят-капы (изначальная постройка датирована 768-769 годам н.э.), но, понятно, что всеми хозяевами они подновлялись и улучшались.
Тысячелетние ворота и автомобиль ГАЗ-32.
Надпись над входом. Изначальное арабское название — Баб-эль-Мактуб — можно перевести как «Ворота писем» или же «Ворота с надписью».
На надпись и тогда обращали внимание.
Вид с внутренней стороны.
За сто лет не так чтоб очень много изменилось.
Еще раз повторяю, мы оказались в Дербенте в страшном тумане (или в облаке). Это не брак фото, это дымка такая.
Недалеко от ворот есть вот такой источник и там действительно люди набирают воду (в пластиковые пятилитровые бутылки, как у нас у всяких «святых» родников).
Сверху стоит дата - 24 июля 61 года. Уж не знаю даже какого века этот 61 год.
Килиса-мечеть, прекрасный образец магальной (районной) церкви. Любопытно, что 1823-1855 она была переосвящена в православный Георгиевский храм. В 1866 году мусульманам возвращена.
Разнообразных музеев в Старом городе немало, но вот этот один из самых интересных. «На Кавказ» (то есть сюда) угодил по делу декабристов Александр Бестужев (для отличия от другого Бестужева — Рюмина, он взял псевдоним Марлинский).
Поскольку кругом была сплошная романтика — горы и горцы, схватки и сражения, осады и набеги — то он успевал не только воевать, но и описывать разнообразные яркие события в самом романтичном байроновском ключе. Тогда так было модно.
В результате эти непридуманные (хотя и немного приукрашенные) истории покорения Кавказа стали пользоваться большой популярностью у читающей публики. Александр Пушкин и читать остросюжетные романы Бестужева-Марлинского любил и переписывался с ним регулярно. Погибли они в один год (1837). Но если Пушкин погиб в результате дуэли, то Бестужев-Марлинский — в схватке с горцами на мысе Адлер (то есть на месте современного Сочи).
А в этом доме он проживал в Дербенте.
А улицы по-прежнему прекрасны.
Можно фотографировать бесконечно.
Дворы южные.
Хочется писать акварели. В этом месте мне вдруг почему-то увиделся Таллин.
Магазин шаговой доступности. Может показаться, что зданию лет сто, но построено оно лишь в 1970 г.
Людей очень немного, но без внимания прохожие все равно не остаются.
Да-да!
И последняя достопримечательность, которая Старый город завершает, — Армянская церковь Сурб Аменапркич (Всеспасителя, 1860-1871 гг.)
Вроде и реставрировали ее в 1970-80 гг., а все равно как будто в нее очередями из автоматов стреляли (вполне возможно, кстати, что и на самом деле стреляли).
Забавная надпись о важности техники безопасности для строителей-восстановителей в укромном месте сохранилась.
На этом мы завершаем знакомство со Старым городом. И я не знаю, стоит ли мне описывать саму крепость Нарын-Кала, поскольку попали мы в нее в страшный сырой туман.