Найти тему

Дербент. Старый город. Часть II.

Продолжение истории про район Старый город в Дербенте. Начало рассказа вот тут.

Главная городская мечеть (что видно по ее имени — «Джума» то есть «Пятничная») во-первых, небольшая, во-вторых, без минаретов (они тут все такие за одним исключением), а в-третьих — ее очень тяжело снять, ведь застройка очень плотная.

Вход.

-2

Мечети исторические, маленькие и более похожи на молельные дома, чем на величественные храмы. Это Бала-мечеть.

-3

Вторые по частоте и значимости заведения — бани. Вот эта женская, тоже памятник архитектуры, конечно (1613 г.)

-4

Тут наверно что-то такое и написано.

-5

Мужская тоже есть.

-6

Самые, пожалуй что, мощные ворота городских стен Орта-Капы (или «Средние»).

-7

На них можно подняться.

-8

Еще Тема Лебедев восхищался, что в Дербенте можно ходить где угодно и нет никаких ограждений. Все так.

-9

Старый город, вид сверху. Из-за тумана ни черта не видно.

-10

Портал мощнейший все же. Эти ворота до сих пор используются также и автотранспортом (как и почти все другие тут).

-11

Сто лет назад ворота выглядели похуже.

-12

Ворота Баят-капы (изначальная постройка датирована 768-769 годам н.э.), но, понятно, что всеми хозяевами они подновлялись и улучшались.

-13

Тысячелетние ворота и автомобиль ГАЗ-32.

-14

Надпись над входом. Изначальное арабское название — Баб-эль-Мактуб — можно перевести как «Ворота писем» или же «Ворота с надписью».

-15

На надпись и тогда обращали внимание.

-16

Вид с внутренней стороны.

-17

За сто лет не так чтоб очень много изменилось.

-18

Еще раз повторяю, мы оказались в Дербенте в страшном тумане (или в облаке). Это не брак фото, это дымка такая.

-19

Недалеко от ворот есть вот такой источник и там действительно люди набирают воду (в пластиковые пятилитровые бутылки, как у нас у всяких «святых» родников).

-20

Сверху стоит дата - 24 июля 61 года. Уж не знаю даже какого века этот 61 год.

Килиса-мечеть, прекрасный образец магальной (районной) церкви. Любопытно, что 1823-1855 она была переосвящена в православный Георгиевский храм. В 1866 году мусульманам возвращена.

-21

Разнообразных музеев в Старом городе немало, но вот этот один из самых интересных. «На Кавказ» (то есть сюда) угодил по делу декабристов Александр Бестужев (для отличия от другого Бестужева — Рюмина, он взял псевдоним Марлинский).

-22

Поскольку кругом была сплошная романтика — горы и горцы, схватки и сражения, осады и набеги — то он успевал не только воевать, но и описывать разнообразные яркие события в самом романтичном байроновском ключе. Тогда так было модно.

В результате эти непридуманные (хотя и немного приукрашенные) истории покорения Кавказа стали пользоваться большой популярностью у читающей публики. Александр Пушкин и читать остросюжетные романы Бестужева-Марлинского любил и переписывался с ним регулярно. Погибли они в один год (1837). Но если Пушкин погиб в результате дуэли, то Бестужев-Марлинский — в схватке с горцами на мысе Адлер (то есть на месте современного Сочи).

А в этом доме он проживал в Дербенте.

-23

А улицы по-прежнему прекрасны.

-24

Можно фотографировать бесконечно.

-25

Дворы южные.

-26

Хочется писать акварели. В этом месте мне вдруг почему-то увиделся Таллин.

-27

Магазин шаговой доступности. Может показаться, что зданию лет сто, но построено оно лишь в 1970 г.

-28

Людей очень немного, но без внимания прохожие все равно не остаются.

-29

Да-да!

-30

И последняя достопримечательность, которая Старый город завершает, — Армянская церковь Сурб Аменапркич (Всеспасителя, 1860-1871 гг.)

-31

Вроде и реставрировали ее в 1970-80 гг., а все равно как будто в нее очередями из автоматов стреляли (вполне возможно, кстати, что и на самом деле стреляли).

-32

Забавная надпись о важности техники безопасности для строителей-восстановителей в укромном месте сохранилась.

-33

На этом мы завершаем знакомство со Старым городом. И я не знаю, стоит ли мне описывать саму крепость Нарын-Кала, поскольку попали мы в нее в страшный сырой туман.