Наверняка вы слышали какие-то заумные слова и сокращения в сфере метро, к примеру - ТЧ и оборотные тупики. Так вот, с момента дочитывания статьи, эти слова - часть вашего словарного запаса, а не какие-то там слова, определения которых вы постоянно забываете узнать. Давайте начнём с самого начала.
Метрополитен, или сокращённо метро — рельсовый вид общественного транспорта, путь которого проходит чаще всего под землей, а если и на земле, то не пересекаясь с другими видами транспорта.
Каждое метро состоит из линий, которые очень часто тоже имеют свои сокращения. В Москве - АПЛ (3), КРЛ (6), ТКЛ (7), СТЛ (9), ЛДЛ (10), БКЛ - Большая Кольцевая (11), МЦК - Московское Центральное кольцо (14), МЦД (Московские Центральные Диаметры), в Питере МПЛ (2), НВЛ (3), ФПЛ (5). Также иногда сами метрополитены подвергаются сокращению - МосМетро, КазМетро.
Не существует метро без железной дороги - путей. У каждого пути есть своя должность и категория. Пути разделяют на 5 видов:
- главные - пути, по которым обращаются на линии поезда с пассажирами, проще сказать это сами линии, какими мы их видим на схеме;
- станционные - пути остановок поездов для посадки пассажиров, оборота, отстоя и технического обслуживания подвижного состава;
- соединительные - пути для соединения путей линий с путями электродепо или путями других линий, обозначаются, как Служебные соединительные ветки (ССВ), по каким-то даже могут ходить пассажирские поезда.
- парковые - пути для производства маневров обкатки подвижного состава, погрузки и выгрузки грузов, складируемых вне зданий и в зданиях;
- деповские - пути для отстоя подвижного состава пассажирских и хозяйственных поездов, расположенные в зданиях.
Поезда или как принято говорить - составы ночуют, ремонтируются и просто отстаиваются в электродепо. Электродепо - оно же ТЧ (тяговая часть), имеет номер и обычно название. В Москве их 20, в Питере - 7 (одно ремонтное), во всех остальных городах по одному. Гейт или портал - так называется место выхода состава из-под земли на поверхность.
Теперь о станциях. Некоторые разделяют станции на три части: вестибюль, зал, пути. На самом деле это не так. Вестибюли в данном случае - помещение или организованное и обеспеченное нужными приспособлениями место для пропуска пассажиров на станцию метро. Бывают наземные (как отдельное здание или на первом этаже) и подземные (совмещённые с подземными пешеходными переходами). Дальше идут эскалаторы или/и лестничные марши. Кстати, на заметку: если эскалаторов нет, значит глубина станции не превышает 10 м. А если эскалаторы только наверх, значит от 10 до 15 м. Дальше идёт зал, или в некоторых случаях 2-3 зала, которые уже обеспечивают посадку. Также есть другие специальные сооружения (чаще всего служебные).
На многих станциях, построенных ещё в СССР, есть гермозатворы или герметичные двери, которые делают станцию своеобразной крепостью. В случае закрытия гермозатворов, туда не может попасть вода, отравленный воздух. Метро становится бомбоубежищем от атомной, ядерной или иной атаки. Также на станциях оборудованы разные жизненно важные сооружения (санузел, питьевой блок), которые в мирное время не используются.
Одна из разновидностей пересадочной станции является кросс-платформенная пересадочная станция. Это значит, что станции, обслуживающие северное направления находятся в одном зале, а станции, обслуживающие южные - в другом. Иногда залы объединяют, тогда получается, что одна ветка занимает центральные пути, а вторая - боковые (ст. Московская в Н. Новгороде).
Некоторые люди думают, что поезда метро, подобно трамваям, разворачиваются на кругу. Это не так. Оборотный тупик - вот спасение. Едешь вперёд по 1 пути, при этом пути соединяются, потом сдаёшь назад (в метро нет такого понятия, машинист переходит из головы в хвост поезда) и выезжаешь уже на второй путь.
Спасибо за дочитывание. Оценивайте, комментируйте и подписывайтесь на канал!
Вот ещё интересная статейка про типы станций, ссылка здесь.