Найти в Дзене
МИСП блог

Анатолий Заславский о своих котах, мастерских и трёх составляющих живописи | Интервью с художником

16 марта 2020 года в Музее искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков открылась выставка «Мастерская в лицах» Анатолия Заславского, приуроченная к 80-летнему юбилею художника. Через день все государственные учреждения культуры закрылись на карантин. В ожидании второго открытия мы побеседовали с Анатолием Савельевичем о его мастерских, котах, студентах и работах.

Анатолий Савельевич, раз выставка называется «Мастерская в лицах», первый вопрос будет про вашу мастерскую. Как давно Вы в ней обитаете?

Многие картины, ну, не многие, но некоторые, серьезная часть, — это не в той мастерской, где я сейчас. Примерно с 1968 по 2004 моя мастерская была на Малой Охте, где сейчас ДК Громов, знаете? 

Да, конечно! Прямо у них там были?

У них завод был, а я — напротив завода в огромном доме на Громова 6. Наверху, на 14-м этаже.

Вам выдали как художнику это пространство?

Ну как выдали... Тогда это было просто. Мы находили сами в жилконторе какой-нибудь…

Пустующее место?

На самом деле, там существовало большое пустое помещение 28 метров квадратных, в которых должны были якобы быть кружки. Этот дом должен был быть кооперативным домом, так что бы туда маленькие дети ходили и что-то там такое делали. Туда никто детей не пускал, но там, соответственно, сантехники или кто-то такие поселились, простые люди. А потом мы... 

Выселили сантехников?

Ну не то чтобы мы их выселили, они там особенно и не были, там свалка была, как мне кажется. Мы заплатили деньги начальнику жилконторы и потом оформили через союз как нежилой фонд. Это действительно был совершенно нежилой фонд. Когда-то там был туалет, ванной не было, ничего не было такого. Погодите, а что же там было? Ну, ничего не было...

И когда Вы оттуда переехали?

Я там прожил 35 лет, почти всю свою творческую жизнь, поэтому вся моя жизнь, состоялась там... Но на этой выставке много работ из новой мастерской. У меня две мастерские: в той 28 метров, а эта большущая — в ней 109. Она в центре города на Большом Проспекте Петроградской стороны. Раньше можно было выглянуть на кухне в небольшое окно и увидеть площадь Льва Толстого с теми самыми красивыми домами. Забыл, как звать архитектора. И это была моя большая статья дохода, особенно, если кот Витя садился на окно, а там пейзаж. Это сразу продавалось. 

А потом построили дом! Такой дурацкий дом... К сожалению, по всему проспекту таких понастроили. Застройщики любят так делать…

В той мастерской, действительно, была Нева, был мост один, мост другой, Александро-Невская лавра, весь город был. Но там было другое пространство. Сначала я скучал по нему, а потом — привык, потому что здесь много места.

К хорошему быстро привыкаешь.

А, да, да-да! Но вот потерял я это небесное пространство. 

Следующий вопрос у нас как раз про кота. Его так много на ваших картинах. Нам сказали, что он знаменитый. 

У меня сначала был первый кот, о котором я говорил, что он позировал на кухне. Это кот Витя. Вот это его последнее изображение предсмертное. Это был огромный кот, Витя.

Поэт и кот (2006 год)
Поэт и кот (2006 год)

...последняя картина с котом...

....последнее изображение кота Вити, да! Его взял Черешня, мой самый главный герой. У меня два таких персонажа, которые бесконечно повторяются: дочь Полина (можно сделать одну огромную выставку на одной Полине) и Валера Черешня, поэт. 

А что с котиком-то случилось?

Тогда всю лестницу у нас покрасили какой-то нитро-краской, было лето. Да и он уже был в возрасте — 14 лет ему было.

Отравился?

Стал чахнуть, да. Надышался, видимо. А потом Бизя появился. Это вообще-то не мой кот, это моей жены, Ирочки. Она очень хотела кота, но у нее на них жуткая аллергия. Она побывала у Маши Тригоренко там был кот этой породы. Они с ней несколько часов провели, и не было никаких пятен, ничего. Вот Ирочка и решила, что это неаллергический кот.

А он сам приходит к позирующим? Интересно просто, Вы сразу планируете такой-то портрет с котом или..?

Да, он сам. Никогда не планирую. Он сам прибегает, и уже нет вариантов просто. Его посадить нельзя, он не будет сидеть. Сам прибегает и садится. Почти все портретирования в этой мастерской кот сам садился. Если он уходит, значит, он ушел. Но он потом опять возвращается. Вот это я нашел на помойке, кстати

Таня в шляпе (2018 год)
Таня в шляпе (2018 год)

На помойке?

Это не холст, а такая древесно-стружечная плита. Это на помойке, это тоже на помойке.

Кроме котов нас ещё очень притягивает картина «4 курс». Она занимает какое-то центральное место на экспозиции. Мы хотели спросить про ваших студентов. Это они в мастерской у Вас?

Да. Этот холст был в мастерской. Тот, кто там был до меня, его не взял. Холст стоял-стоял, а ко мне стали ходить студенты, потому что я не хотел идти в институт — далеко и неудобно. Вот они рисовали у меня. 

Там были разные курсы, некоторые были вот такие, как этот: просто идеальный курс. Они так полюбили друг друга. Такая креативная у них учительница была. Может, вы её знаете, это Соня, Софья Вениаминовна Азархи. У нас там открылся факультет одежды, она с ними занималась упорно, беспощадно. Ну и на этом холсте... Я говорю: «Я вас напишу». И они по очереди мне позировали, и картина складывалась сама вот так вот неспециально. 

4-й курс (2004 год)
4-й курс (2004 год)

То есть, они все были в разное время?

Да, и все были по-разному. Ну, какие тут идеи. Вот это диагональ, вертикаль. Вообще у меня идея, что картина рождается сама. Что автор здесь участвует как бы косвенно, подглядывает за этими движениями. И то что она так отсюда сюда, потом по диагонали на лестнице. Это моя дочь Полина, кстати, она тогда была на этом курсе. Вот она вот, значит, идет туда, а потом такой стрелой улетает набережная Фонтанки, на картине у меня там. Эти все движения, они все рождаются в процессе. И вот оно как бы движется внутри. Единственное было место, которое совершенно... Вот этот центр был ни к селу ни к городу. В общем, там самовар, который все пишут, такой кривой.

Да, вот это вот как будто немножко проваливается.

Ну в общем он тут как какую-то антитезу формирует. Короче говоря, это место, которое не получилось. Вообще у меня в каждой картине есть место, которое не получилось. 

А Вас студенты часто пишут?

Меня? Меня не только часто, это у меня на всех курсах такое задание есть. 

А как долго портретируемый Вам позирует? Ну вот, в целом. Вы прямо от начала до конца, или...

Нет-нет. Портретируемый мне позирует от силы 2-3 часа. Больше я не знаю, что с ним делать. Он потом мне не нужен, поскольку у меня образуется какая-то композиция уже, независимо от портретируемого, и он мне начинает мешать. Потому что...

Нервировать?

Начинают появляться какие-то акценты, которые я не учёл сразу. А потом двигаться в разные стороны очень трудно. В общем, мне нужен один сеанс, потому что потом я могу его переписывать, вот как этого Колю, много тысяч лет, но уже я его не прошу попозировать ещё.

Нам эта картина очень нравится. Николай как будто бы подпирает собой раму, он как бы нависает немножко. Ему мало места там?

Супруги Благодатовы. Николай и Раиса (2011 год)
Супруги Благодатовы. Николай и Раиса (2011 год)

Тут такая же сама собой рождается идея. Колю я уже писал до этого, за 20 лет, по-моему. За 20 лет до этого портрета я писал его с Полиной маленькой. А тут я его увидел и говорю: «Какой ты стал солидный! Мне надо тебя написать». А тот портрет купил Русский музей. Я говорю: «Давай я тебя напишу, опять купит Русский музей». Он сказал, что он согласен, только вместе с Раей, это его жена. А Рая – это полная пластическая противоположность Коли. Она маленькая женщина, преподает французский язык. И такая нежная, ну как... Я не то чтобы задумывал эту картину, я вообще ни одной картины не задумывал.

Он как рама для нее. Это очень красиво.

А потом я начинаю обострять это качество.

Вы когда говорите, что что-то не получилось, и перерисовываете. Вы перерисовываете недовольный чем? Именно цветом, как цвет не получился, и не отражает портретируемого, или в деталях художественных там линии или…

Цвет он, конечно, самое главное. У меня есть такая вот фраза, я ее говорю студентам: «Самое главное в живописи – это рисунок». А они говорят, что я постоянно говорю «цвет, цвет». Ну а что такое цвет? Это когда действительно 2-3 цвета какие-то. 2-3-4 цвета образуют пространство этой всей картины, которое ты узнаешь, как своё дежавю. Цвет – это самое главное.

Так вы часто изменяете из-за цвета?

Я его усугубляю, но это совсем другое. Или я уж перерисовываю всерьез. Перерисовываю я, в основном, чтобы подойти к последнему жесту. И он все время не до конца, не до конца, а сейчас... Мне вот сейчас тоже кажется, что эта рука здесь лишняя. То есть, она живет своей жизнью, она как бы мешает вот этому всему. Есть какие-то помехи. 

Вот в живописи есть три композиционных составляющие — это тон, темный, серый, светлый. Из трех тонов можно сделать картину. Композиция тона, то есть темней-светлей. Потом есть композиция света. Красный и зеленый, допустим. Между ними происходят какие-то взаимоотношения, теплые-холодные. И все события — это взаимоотношения красного и зеленого. Можно сказать, тепло-холодные отношения, условно. А на самом деле, это дежавю. Композиционная составляющая — это цвет. А третья композиционная составляющая —это жест. Когда рука художника, она так фьюиить. Она работает как балерина. Ватто — это же сплошной жест. Кстати, из всех искусств больше всего к живописи подходит танец в плане жестов. Но бывает жест тихий свободный как у Ротко. Жест создаёт или динамику, или покой. В общем, 3 составляющих — тон, цвет и жест. Окончательным событием всегда является вот эта жестовая акция. Чтобы что-то такое сказать, совершить окончательный факт. Окончательное решение вопроса.

В начале Вы его не видите?

Нет, в начале я вообще ничего не вижу. Собственно говоря, чтобы понять это, надо начать рисовать. И в процессе рисования выкристализовывается ясность по поводу этого объекта. 

Нам кажется, что Вам близка французская традиция. Боннар? 

Ну, Боннар мне близок, да. Я могу сказать, что и Матисс тоже. Не потому что я им подражать хочу, а просто это по ощущениям и философии их. Об этом я могу рассказать лекцию.

Можно последний вопрос тогда? Такой наболевший в последнее время. Мы разговариваем с вами в закрытом музее. И закрыт он на карантин. Как вообще искусству существовать во время изоляции. Как ему быть?

Оно должно существовать примерно как фаюмский портрет, закопанное в гробнице. Где-то оно там есть, тайно. Может, оно хранит в себе какую-то ценность, а может и нет. Таинственная ситуация, а вдруг там что-то интересное. 

Спасибо большое