Короткий световой день вкупе с отсутствием освещения; сильные ветра, заметающие полотно в считанные часы; мороз, превращающий в каток подтаявшую за день трассу, — всё это делает автомобильные поездки зимой экстремальным видом спорта. Что взять с собой, чтобы быть готовым к неблагоприятным обстоятельствам?
Канистра и воронка
Топливо — это работающий двигатель, это печка, это свет — словом, это жизнь. В дальней поездке не позволяйте стрелке бензобака опускаться ниже половины шкалы. Даже если вы знаете, что на трассе много заправочных станций, по закону подлости они могут оказаться закрытыми, или нужный вид топлива закончится. Словом, обязательно возьмите в дорогу канистры: если дорогу заметёт, до АЗС можно не доехать.
Хорошие канистры делают из бензостойкой антистатической пластмасс. К канистрам не забудьте купить воронку — проверьте, чтобы она подходила к лючку бензобака и её не нужно было придерживать. Ведь держать канистру придётся двумя руками, а облитые бензином штаны или ботинки так «ароматизируют» салон, что находиться в машине с закрытыми окнами будет невозможно.
«Крокодилы» или пусковое устройство
Проблемы со старым аккумулятором в мороз известны любому автомобилисту. Конечно, лучше обновить электролит или вовсе поменять батарею перед дальней поездкой, но даже исправный аккумулятор по тем или иным причинам может разрядиться. На этот случай не забудьте положить в багажник пусковые провода, так называемые «крокодилы». Однако они помогут вам только в том случае, если найдётся кто-то, готовый «дать прикурить» от своего аккумулятора. Если же ваш маршрут пролегает через безлюдные второстепенные дороги, не лишним будет приобрести автономное пусковое устройство. Это недешёвая покупка, «пускач» обойдётся в 5–7 тысяч рублей, но, если вдуматься, не сильно дороже вызова эвакуатора в глушь; а в критической ситуации и вовсе бесценная вещь.
Трос, лопата, цепи
Зачем сидеть в сугробе в ожидании помощи, когда можно выбраться из сложной ситуации самостоятельно? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих, и основное подспорье тут — трос. Это явно не та вещь, на которой стоит экономить: обычная буксировочная стропа малополезна, когда речь идёт о высвобождении машины из снежного плена. Хороший динамический (так называемый «рывковый») трос практически вечный и позволяет вытащить автомобиль из кювета.
Складная снеговая лопата не займёт много места в багажнике, как и антипробуксовочная лента — резиновый коврик с шипами. Его, на худой конец, можно заменить обычной пластиковой сеткой, вроде тех, которые расстилают перед входом. Это всё бюджетные решения для езды по снегу; если же вы настроены всерьёз и готовы потратиться, то лучший выбор — цепи противоскольжения. Хорошая цепь, надеваемая на колесо без домкрата и с наружной стороны, стоит от десяти тысяч рублей: дорого, зато существенно повышает проходимость машины.
Одежда
Даже если вы одеты по сезону, в экстремальных условиях свитера и тонкого пуховика может оказаться недостаточно. Снаряжение альпинистов и полярников стоит дорого, поэтому лучший вариант из серии «кинул в багажник и забыл» — это армейские вещи. Ватный бушлат и штаны, конечно, не эталон изящества и удобства, зато продаются в любом военторге, и стоят до тысячи рублей. Хорошую компанию им составят валенки или сапоги для зимней рыбалки. А тёплую шапку и перчатки из флиса можно дёшево приобрести в магазине спорттоваров. В таком снаряжении вы не замёрзнете зимой даже в холодной машине.
Пища, лекарства и мелочи
Несложно взять в дорогу пару шоколадок и бутылку воды, однако случись что, долго ими сыт не будешь. Куда лучше купить туристическую газовую горелку: устройство обойдётся в пару тысяч рублей, но возможность поесть горячего в условиях снежного шторма бесценна. В пару к горелке стоит добавить стальную кружку, тушёнку и пакетированный чай. Аптечка должна быть в каждой машине, но регламентированный набор образца 2010 года достаточно скудный. Нелишним будет «дособирать» аптечку, добавив перекись водорода, парацетамол, антацид, нитроглицерин и что-нибудь против диареи. Конечно, помимо этих универсальных средств, следует взять с собой лекарства против своих «болячек», если у вас есть что-то хроническое.
Из мелочей, которые всегда должны быть в машине, отметим фонарик: не следует покупать самый дешёвый «ноунейм», в критической ситуации от него не будет толку. Он может потребоваться, чтобы подать сигнал спасателям или обозначить транспортное средство ночью, если у вас выйдет из строя аккумулятор. Сменные батарейки и рассеивающий колпачок должны быть в комплекте.