Юристы знают, что сейчас разработан и обсуждается проект Процессуального Кодекса об Административных Правонарушениях.
Одна крупная компания поручила мне составить заключение по поводу текста этого проекта.
В серии записок начиная с сегодняшнего дня буду выкладывать то, что я думаю по этому поводу.
Проект процессуального КоАП РФ (далее - проект) достаточно объемный. Поэтому его рассмотрению будет посвящена серия записок. В комментариях прошу излагать свое мнение, как по поводу текста законопроекта, так и по поводу моих соображений. Буду очень благодарен за обратную связь.
Начнем с начала. Проект начинается со ст.1.1. следующего содержания:
Статья 1.1. Законы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях
1. Порядок производства по делам об административных правонарушениях при возбуждении, рассмотрении и пересмотре дел об административных правонарушениях, а также порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на территории Российской Федерации регулируются настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации.
2. Порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренные настоящим Кодексом, являются обязательными для должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, субъектов административной юрисдикции при рассмотрении и пересмотре ими дел об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и подсудностью дел об административных правонарушениях, определенной настоящим Кодексом, судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц при исполнении ими постановлений по делам об административных правонарушениях, а также иных участников производства по делам об административных правонарушениях.
Что мы здесь видим. Буквальное прочтение этой статьи говорит о том, что АПК РФ больше не будет законом, регулирующим порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях. Да и сами арбитражные суды также не будут рассматривать эти дела, поскольку в проекте они нигде больше не упоминаются.
Практикующие юристы поймут, что ничего хорошего в этом нет.
Однако буквальное толкование этой статьи вступает в противоречие с еще одним проектом - проектом КоАП РФ, который также в настоящее время бурно обсуждается. Согласно проекту КоАП арбитражные суды все-таки смогут рассматривать некоторые дела (ст.43.2.).
О том, что буквальное толкование в данном случае неприменимо говорит и пояснительная записка к проекту. в ней указывается следующее.
... предлагается выделить из действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормы, регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, объединив их в рамках Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сохранив при этом подход, согласно которому процессуальный порядок привлечения к административной ответственности арбитражными судами, рассматривающими в пределах их компетенции дело о привлечении к административной ответственности, регулируется арбитражным процессуальным законодательством.
То есть, на самом деле речь должна идти не об исключении из компетенции арбитражных судов дел об административных правонарушениях, а о дефекте законодательной техники. По хорошему, ст.1.1. должна звучать примерно следующим образом.
Статья 1.1. Законы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях
Досудебный порядок производства по делам об административных правонарушениях регулируется настоящим Кодексом . Судебный порядок производства по делам об административных правонарушениях, в зависимости от подведомственности дела, регулируется настоящим Кодексом или Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Особенности досудебного рассмотрения отдельных категорий дел регулируются налоговым и антимонопольным законодательством.
Такая редакция будет более точно отражать смысл правового регулирования. Кроме того, в ней учтено то обстоятельство, что налоговое и антимонопольное законодательство обладает определенной спецификой в части рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Здесь отмечу, что в проекте отдельно предлагается выделить досудебную и судебную стадии производства по делам об административных правонарушениях. В целом это правильный подход, однако его практическое воплощение в тексте законопроекта далеко от приемлемого (о чем будет сказано в дальнейших записках, если эта тема вызовет интерес у читателей).
В завершение данной записки отмечу, что вторая часть ст.1.1. вообще представляется излишней, поскольку дублирует смысловое содержание последующих статей, а соответственно, утяжеляет восприятие проекта.
_________________
Подписывайтесь на наш телеграмм канал: https://t.me/rightlawyer
Ставьте "нравится" и пишите свое мнение о заметке. Нам Важно то, что Вы думаете.
Получить платную консультацию можно по тел. 8-919-694-17-10 или направив письмо на эл. почту: upbiv@mail.ru