Удаленная работа – это будущее или настоящее?
В данный момент удалённо работает каждый третий. Удалёнщиков можно поделить на три категории. Большинство — это сотрудники компаний, каждый четвёртый — фрилансер, каждый десятый — самозанятый. Каждый четвёртый из удалённых сотрудников работает на иностранную компанию.
Доля удалённых сотрудников по отношению к офисным заметно ниже в Москве и Петербурге, и заметно выше — в небольших городах. Также их доля в разы ниже в крупных компаниях по сравнению со средними и мелкими. Доля удалёнщиков выше среди контентщиков, маркетологов и дизайнеров, и ниже среди HR, аналитиков, тестировщиков и администраторов.
Как подбирать сотрудников?
1 - Используйте видеосвязь. Установите визуальный контакт с соискателем.
2 - Узнайте поближе. Не нанимайте человека после первого разговора, помните, что собеседование проходит на расстоянии, и вы можете не уловить с ходу всех деталей.
3 - Тестовое задание. Если человек будет готов доказать свои способности, значит ваша компания ему действительно интересна. Или он действительно готов работать прямо сейчас.
Что действительно важно?
- Инициативность. Суть удаленной работы заключается в независимости. Поэтому очень важно, чтобы сотрудник был инициативным. Он должен действовать и мотивировать себя сам.
- Коммуникабельность. Вы не сможете подойти к человеку и обсудить проблему, поэтому он должен быть хорошим коммуникатором. Из-за плохой коммуникации могут возникнуть вопросы, которые в итоге приведут к серьезным проблемам. Кроме того, нет ничего хуже не выполненного в срок задания из-за отсутствия понимания.
- Стремление к росту. Удаленные сотрудники должны обучаться самостоятельно и быстро. Так могут делать только люди, умеющие мотивировать себя. Такой человек принесет большую пользу компании и поможет ей развиваться.
- Продуктивность. Сотрудники должны выполнять ваши цели. Ваша цель – определить, выполняют ли они KPI, и узнать, чего они ожидают от будущих KPI. В некоторых случаях вы можете попросить у них доказательства предыдущей производительности.
Инструменты для организации работы удаленной команды
Простые инструменты коммуникации - залог успешной работы удаленной команды. Выстройте коммуникацию с каждым отделом в отдельном чате в Telegram, получайте отчеты за неделю от руководителей в Google Docs собирайте confcalls в Hangouts перед каждым спринтом и после его окончания для обсуждения достигнутых результатов.
Прозрачный процесс ведения задач - это второй "столп" для слаженной удаленной работы. Начинайте с простого, например, с досок Trello, а когда команда привыкнет к процессу, переходите к более интересным инструментам: Asana, Jira или настраивайте CRM: Битрикс24, AmoCRM. При переходе от одного инструмента к другому, записывайте обучающие вебинары, чтобы всем сотрудникам переход дался легко, и процесс погружения в новую систему не занял много времени.
Системы учета рабочего времени - ими пользуется менее половины удаленных сотрудников по результатам опроса Хабр Карьера. Если вам действительно важно знать, сколько времени проводит удалёнщик за компьютером, внедряйте такой инструмент для всех участников команды на этапе ее создания. Если вы "вдруг" решите внедрить этот инструмент в рабочий процесс, это может посеять "зерно недоверия" и побудить "прогуливать" даже самых исправных сотрудников. Помните, удалёнщики - очень свободолюбивый народ и старайтесь обращать внимание в первую очередь на результат работы, а не на количество проведенных часов за компьютером.
Эффективность удаленной команды. Заметки руководителя.
Доверие. Парадокс, но удаленным сотрудникам нужно доверять намного больше, чем команде, которая сидит с вами в одном пространстве. В ловушку недоверия попадает 98% руководителей удаленных команд. Обычно эта болезнь излечивается первым эмоциональным выгоранием или первым увольнением своего подчиненного.
Рецепт: Тщательно подбирать людей в команду и снижать уровень ожиданий.
Коммуникации. Все проговаривать дважды. До 60% информации человек усваивает невербально. Работая удаленно, команда лишается этих ценных 60%, а значит их надо восполнить через доступную и понятную систему коммуникаций.
Рецепт: единое информационное пространство и порядок постановки задач помогут вам убедиться в том, что все говорят на одном языке — языке вашего бизнеса.
Мотивация. Одной зарплатой «сыт» не будешь, и чтобы заставить человека работать, когда у него под боком уютная и теплая кроватка и сериальчики, нужно дать команде чуть больше, чем просто оплату труда.
Рецепт: определите и четко сформулируйте вашу цель, миссию и задачи, убедитесь, что все их знают, понимают и разделяют. И не забывайте хвалить и поддерживать инициативы сотрудников. Хвалить и поддерживать много раз. Даже за мелочи.
Правила. Творчество и самоорганизация прекрасны, но только не там, где вы делаете бизнес. Достижение целей требует системы и понятных, легко считываемых для исполнения правил. Кажется, что если вы доверяете сотрудникам, а в вашей команде все в порядке с коммуникациями и мотивацией, то пазл сложился. Но нет! Опыт показал, что важно не только определить вменяемые границы и понятные правила игры, но и подчинить им всех сотрудников. Ситуация, когда перед законом все равны, сглаживает очень много противоречий и разногласий.
Вместо вывода
Для эффективной работы удаленной команды нужно смешать в равных пропорциях доверие, внятные коммуникации, прозрачные процессы и четкую мотивацию, а потом приправить все это правилами. Получилось?Поздравляю, ваша удаленная команда готова к управлению!