Жил-был программист Питер Гиббонс. Работал в офисе и ненавидел свою работу: многочисленные бессмысленные отчеты, самодура-начальника… Жена Питера придерживалась противоположных убеждений, поэтому потащила мужа к гипнотерапевту, обещавшему сделать из него настоящего трудоголика. Но во время сеанса произошел несчастный случай, и Питер проснулся «просветленным». Оказалось, к работе не обязательно относиться серьезно!
Для американской комедии 90-х годов, да еще и от создателя «Бивиса и Батхеда» Майкла Джаджа, «Офисное пространство» получилось неожиданно интеллигентным. Нет, то, что Джадж умеет в неглупый юмор, я уже понял по «Идиократии», но там все же без сортирно-генитальных приколов не обошлось (хотя они был исключительно к месту). Здесь же есть разве что пара негрубых шуток на сексуальную тему.
Чем этот фильм ценен, так это развенчанием офисной культуры, и, если так можно выразиться, офисной мифологии. Офис, бывший когда-то просто рабочим местом для людей, которые зарабатывают на жизнь своим умом, потихоньку переродился в «храм» некоей секты. Здесь дурацким отчетам придается сакральное значение, соблюдение тысячи тупых правил и заполнение миллиона бюрократических бумажек намного важнее исполнения прямых обязанностей, а амбиции начальника – священны. Все лгут и занимаются какими-то безумными ритуалами, подчиняясь множеству абсурдных условностей: даже уволенному сотруднику нельзя сказать, что он уволен. Не важно, умен ли ты и полезен ли ты для фирмы – важно соблюдать дресс-код и лебезить перед руководством. И не забыть вовремя сдать очередной бессмысленный отчет, пожирающий рабочее время и ничего никому не дающий взамен.
Да, картина, в общем-то, вполне реалистичная, и многие, без сомнения, узнали в этом описании свое место работы. «Офисное пространство» обходится почти без типичного комедийного гротеска: все, что вы увидите в этом фильме, взято из реальной жизни. Ну, разве что самую малость приукрашено.
Питер резко осознает, что жить и работать можно и без этого всего. Что лучше придти на пару часов позже, чем заниматься эти два часа имитацией бурной деятельности на рабочем месте. Что производительность труда не зависит от белизны рубашек и наличия галстуков. Что избыточная отчетность имеет единственную цель – служить поводом для лишних придирок со стороны начальства. Остается только одно: что-то сделать со всем этим.
«Просветление» Питера заразно, и скоро он втягивает двух коллег-программистов, Майкла и Самира, в хакерскую авантюру. А перед этим расходится с женой и находит себе новую девушку, не помешанную на карьере, вдохновляя и ее восстать против корпоративной шизы.
Судя по всему, в Европе (про Америку не знаю, там, наверное, дела похуже) в наше время офисное безумие идет на спад. Люди потихоньку осознают, что косматый чувак в растянутом свитере может быть не менее эффективным, чем лощеный тип в костюмчике. Да и работать надо на результат, а не «отбывать срок» с 9 до 18 часов. Для России же, увы корпоративное сектантство, наоборот, еще недавно было в новинку, и повсеместно процветает, а в провинции даже яростно насаждается. Так что комедия Майкла Джаджа по-прежнему актуальна.
Трюков и погонь в «Офисном пространстве» не предполагается, поэтому юмор обеспечивает отличная актерская игра. Майкл (Дэвид Херман), Самир (Аджай Найду) и Питер (Рон Ливингстон), составляют комедийную троицу в стиле советских комедий – прямо Трус, Балбес и Бывалый (хотя Самир больше похож на Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи»). Стивен Рут сыграл забавного на вид, но совершенно чокнутого и очень опасного неудачника Милтона, которого никто не воспринимает всерьез – а зря. Гэри Коул отлично изобразил высокомерного босса Билла Ламберга – это талант, создать образ, у которого, выражаясь народным языком, рожа кирпича просит. Ну, и украшением актерского ансамбля стала Дженнифер Энистон, сыгравшая официантку Джоанну, новую подругу главного героя.
Саундтрек прекрасно создает атмосферу и настроение фильма. Я не слишком люблю рэп, тут его многовато, но исключительно в тему. Особенно обратите внимание на сцену «расправы» над принтером: это маленький шедевр.
За что это кино не любят? Может быть, от создателя «Бивиса и Батхеда» ждали чего-то более отвязного и абсурдного. Тут советую посмотреть «Идиократию» того же режиссера – там и шутки жестче, и фантастика есть, и яркая картинка (тоже, кстати, очень недооцененный, отличный фильм). Впрочем, на imdb рейтинг «Офисного пространства» повыше. Видимо, в нашей стране западные корпоративные обычаи не успели всем осточертеть, особенно во время выхода фильма – в конце 90-х-начале 2000-х офисная работа была даже овеяна некоторой романтикой и ореолом престижности (над чем своевременно постебался Шнур в знаменитой песне). Думаю, сейчас эта вдумчивая и остроумная комедия найдет в России больше благодарных и понимающих зрителей.
Рейтинг imdb - 7,70.
Моя оценка - 9 из 10.
Предыдущие выпуски рубрики "Недооцененные фильмы":
"Идиократия"
"Мистер Бин на отдыхе"
"Монах и бес"
"Царь скорпионов"
"Человек-Муравей и Оса"
"Хан Соло. Звездные войны. Истории"