Найти тему

Сахалин. Корсаков. 2010 год.

История из моего Живого журнала от 2010 года.

«А почта с пересадками летит с материка,
до самой дальней гавани Союза.
Где я швыряю камешки с крутого бережка
далекого пролива Лаперуза».
(Михаил Танич, Ян Френкель)

Сам Южно-Сахалинск можно целиком осмотреть примерно за один день, но поскольку времени у меня было существенно больше то я постарался осмотреть и окрестности, благо на Южном Сахалине дороги есть. Да и на море-океан посмотреть тоже хочется. Из близлежащих и легкодоступных городов можно легко посетить два — Аниву и Корсаков. Я выбрал Корсаков в основном из-за исторической составляющей.

История

Поскольку место в бухте удобно для кораблей то и поселения здесь были очень давно. Но наши патриотические историки говорят о дорусской истории Корсакова глухо. Здесь точно было айнское (называвшееся Томари-Анива), а потом и японское поселение. И совсем немаленькое.

22 сентября (4 октября по новому стилю) 1853 года произошло событие которое называется «основанием сторожевого поста Муравьевский». Не знаю, почему это называется основанием, судя по мемуарам это больше похоже на захват:

"Я с вечера 21 сентября сделал следующие распоряжения…: «завтра мы занимаем Томари-Анива, для чего к восьми часам утра вооружить баркас фальконетом (старинная гладкоствольная пушка небольшого калибра, применявшаяся на малых судах парусного флота - Е.Л.) и погрузить на него одно орудие со всеми принадлежностями.

Приготовить к этому времени 25 человек вооруженного десанта под командованием лейтенанта Рудановского, который должен отправиться на берег, на упомянутом баркасе. К этому же времени приготовить шлюпку с вооруженными гребцами, на которой я в сопровождении Буссе и Бошняка последую вместе с десантом; наконец, кораблю «Николай» подойти как можно ближе к берегу и на всякий случай зарядить орудие, дабы под его прикрытием производилось занятие поста.

Я счел необходимым сделать все эти распоряжения для того, чтобы отнять у японцев возможность подстрекнуть местное население к сопротивлению, а не потому, что боялся их фальшивых батарей, которыми они хотели нас напугать 20-го числа. При осмотре местности в трубу оказалось, что эти батареи были не более, ни менее как кучи земли, насыпанные на возвышенностях».
Из воспоминаний Геннадия Невельского.

И все, заметим, из лучших побуждений (чтоб японцы не подстрекали бороться с непонятными людьми приплывшими непонятно откуда. С пушками, а почему-то не с пряниками). Пост назван в честь генерал-губернатор Восточной Сибири Николая Муравьева (1809-1881), а командиром был оставлен майор Н. В. Буссе из экипажа Невельского.

Мотивация не менее крута -
«
Выслушав со вниманием все доводы, я заметил Н. В.Буссе, что в то время как Россия имеет бесспорное право на обладание Сахалином и когда ныне это право утверждено Императором, всякие подобные рассуждения здесь неуместны».

Там же.

Заметим, что Сахалин еще не имеет никакого статуса в административной системе России. Он еще не наш, он пока вообще ничей. Китайское влияние практически исчезло, а России и Японии до него дело только появилось. Симодский трактат декларирующий совместное(!) равноправное(!!) владение(!!!) будет заключен только в 1855 году. Но с такими решительными ребятами не забалуешь.

«…Я, нижеподписавшийся, начальник этого края, 22 сентября 1853 года в главном пункте острова Сахалина Томари-Анива и поставил Российский Муравьевский пост.… Заведовать этим постом и островом назначен мною Его Императорского Величества майор Н.В. Буссе, а потому к нему, как к ближайшей здесь власти Российской, при всяких недоразумениях и тому подобных случаях следует обращаться.
Объявлено 1853 года сентября 22-го дня: МУРАВЬЕВСКИЙ РОССИЙСКИЙ ПОСТ в заливе Томари-Анива, НА ОСТРОВЕ САХАЛИНЕ».
Из воспоминаний Геннадия Невельского.

Но уже через полгода (30 мая 1854 г.) пост был эвакуирован в связи с началом Крымской войны. Тогда объединенная англо-французская эскадра пыталась высадить десант далеко отсюда, у Петропавловска-Камчатского, и потерпела неудачу. На Сахалине же боевые действия тогда не велись.

Поэтому 31 июля 1869 года, несколько в другом месте, устраивается новый сторожевой пост — Корсаковский, ставший окружным центром (одним из трех острове) и южными воротами Сахалинской каторги. Назван в честь уже другого губернатора Восточной Сибири - Михаила Корсакова

«Пост имеет с моря приличный вид городка, не сибирского, а какого-то особенного типа, который я не берусь назвать; основан он был почти 40 лет назад, когда по южному берегу там и сям были разбросаны японские дома и сараи, и очень возможно, что это близкое соседство японских построек не обошлось без влияния на его внешность и должно было придать ей особые черты».

Это Антон Павлович Чехов («Остров Сахалин»). Он здесь бывал в 1890 г. и покинул остров именно из Корсаковского порта (тогда два раза в год ходили рейсы Сахалин-Одесса, возили каторжников).

«Жителей в Корсаковском посту 163: 93 м. и 70 ж., а со свободными, солдатами, их  женами и  детьми, и с арестантами, ночующими в тюрьме, наберется немного более тысячи. Хозяйств 56, но все это хозяйства не деревенские, а скорее городские, мещанские; с сельскохозяйственной точки зрения они представляются совершенно ничтожными».

Но при этом Антон Павлович был шутник —

«Корсаковская тюрьма занимает самое возвышенное место в посту и, вероятно, самое здоровое».

Немного фотографий того времени сохранилось. Вот например каторжники вывозят навоз.

-2

Еще один любопытный штрих -

«Отношения у местной администрации и японцев великолепные, какие и быть должны. Помимо взаимного угощения шампанским в торжественных случаях, обе стороны находят и другие  средства для поддержания этих отношений».

Вот Чехов на пикнике с японским консулом и Корсаковским окружным начальником г-ном Белых.

-3

То есть за 14 лет до Русско-японской войны отношения были более чем дружеские. Что не помешало друзьям в 1905 году захватить весь остров и очень жестоко подавить попытки партизанской войны. Хотя сама ситуация, когда ополченцы-каторжники защищают свою тюрьму, а центральная власть достаточно хладнокровно плюет на их проблемы несколько странна, но такая уж у нас страна.

На 41 год город приобрел новое имя — Оодомари, или более близко русскому уху вариант — Отомари. И даже два года (до августа 1908 г.) побыл административным центром всей японской префектуры Карафуто.

16 августа 1945 года советские морские пехотинцы высадились в порту и к вечеру гарнизон капитулировал. Налаживание новой мирной жизни проходило совсем не гладко (а вы покормите тысячи людей и обеспечьте порядок), но постепенно все наладилось. Японцы все без исключений (до 1947 г.) были, с Сахалина вообще и отсюда в частности, депортированы.

«Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 июня 1946 года был образовании Корсаковский район в составе Южно-Сахалинской области, город Отомари переименован в Корсаков».

Любопытно, что было сохранено название в честь царского сатрапа-губернатора, кроме того, отечественные источники уверены, что и статус города Корсаков-Оодомари приобрел именно в 1946 г. а то что он им был в Японии — не в счет.

Современность

Сейчас попасть из Южно-Сахалинска в Корсаков элементарно — автобус 115 за очень немаленькую цену в 180 рублей доставит вас буквально за 45 минут. Отправляется каждые полчаса, с 07.30 до 22.00 и расписание выдерживается железно. Есть еще маршрутки (побыстрее), но я ими не пользовался.

Дорога прекрасная, хотя и проложена по холмам.

-4

В районе н.п. Дачное можно видеть огромный парк военной техники под открытым небом — грузовики, автомастерские МТО-АТ, МТЛБ и даже, как мне показалось, самоходные артиллерийские орудия («Пион» или «Гиацинт», что-то такое). Все стоит на открытом воздухе, хоть и за забором, но там и с сопок все можно прекрасно увидеть.

Теперь стоит раскрыть мою СТРАШНУЮ тайну — самого центра города Корсаков я не нашел и увидел по сути только порт и окраины.

Автовокзал находится на Окружной улице. Вот она, эта улица —

-5

Внутригородской автобус маршрута №1. А вот такие тут дома встречаются.

-6

А можно идти себе по городу и увидеть створный знак.

-7

Порт, чего вы хотите. Совершенно мусорно-отвратительное впечатление производит кладбище кораблей в черте города.

-8

Вот на металлолом их сдать не выгоднее, а?

-9

Сам порт мало изменился за сто лет. Как он выглядел при японцах....

-10

... так, в общем, он выглядит и сейчас.

-11

Только нефтяные терминалы появились в большом количестве (тут это в основном «Роснефть»)...

-12

.. да специальная гавань для пограничников.

-13

Судов у них немало и меня удивило, что они и выглядят настолько по-разному. Вот это например что за фелюга с именем «Палия»?

-14

Пушек-пулеметов на ней нет, да и похожа она скорее на рыбацкое судно. Либо они так в море маскируются, либо сами ловят в свободное время. А вот привычные погранкорабли.

-15

Окраины города тоже пока не расцвели. Японское прошлое...

-16

... и современное настоящее. Частный сектор неубиваем :)

-17

На первом плане слева — местный хлебозавод.

А теперь посмотрим на порт и рейд.

Два гигантских мола уходят далеко в бухту Лососей (Это такое романтическое название у этого места).

-18

В 1890 году все было так же, Чехов не даст соврать: «Здесь так же, как и на северных рейдах, пароход останавливается в одной и даже двух верстах от берега, и пристань имеется только для парового катера и барж».

Да и фото японского периода красноречивы.

-19

Видно, что пристань тут вообще сложное инженерное сооружение с подводом железнодорожных путей и перегрузочным терминалом. Сейчас все и проще и сложнее — тут грузят в основном контейнеры и нефтепродукты а в близлежащем поселке Пригородном - газовый конденсат.

Вот такие суда используются.

-20

Говорят, что снабжают газом всю Японию и Южную Корею. Как лицемерно говорят их пиарщики «Наш завод единственный в мире, на территории которого есть нерестовая лососиная река». Слушатель и читатель как бы должны впечатлиться сумасшедшей экологичности производства, но таким старым калошам как я очевидно — лосось не выбирает, где ему нереститься, его ведет инстинкт. А вот то, что газоконденсатный завод там построили, про то инстинкт не знает.

Самый престижный район Корсакова, наверно, находится над самым портом. Это просто настоящий вид на Японию.

-21

В хорошую погоду из домов виден мыс Крильон (край материкового Сахалина), а за ним из русской земли — только небольшой остров Монерон в 40 милях. А дальше — в 120 милях — Япония, остров Хоккайдо. Поэтому именно из Корсакова ходя паромы в город-побратим Вакканай.

А это, судя по всему, непрестижный район. Внизу, да еще и у самых грузовых терминалов.

-22

Но море... Море все искупает.

-23

Я вот понимаю, почему люди тоскуют без него. Этот простор невозможно окинуть взглядом и осознать. На рейде стоит пяток разнообразных судов. Это, я так понимаю, сухогруз.

-24

Но привычка разбрасывать свои шаланды по всей береговой линии у наших моряков просто в крови.

-25

Это в районе Третьей Пади.

Купаться там не хочется по нескольким причинам — во первых из-за этих затопленных железок, во-вторых к берегу там нагоняет водорослей...

-26

... а в-третьих ветер такой, что даже в жару все ходят в куртках. Да, в Южно-Сахалинске все ходят в майках а здесь в куртках. Климат такой.

Еще на фото хорошо заметен железнодорожный путь, проложенный вдоль берега. Когда-то он был проложен от порта Тоёхары (Южно-Сахалинска) до Кайдзуки (Соловьевки) а далее и до Корсакова (Оодомари).  Причем участок Тоёхара — Койдзука был построен всего за 2(!) месяца и первоначально сообщения осуществлялись конной тягой.

Немного о городских районах.

В японском прошлом градостроительная традиция велела строить дома попроще — из палочек да реечек. Конечно не для всех. Вот, например, зажиточный район.

-27

Сейчас зажиточные районы видимо еще не успели сформироваться и все выглядит так.

-28

Дома стоят как-то в линию, но на разных высотах.

-29

Что-то от южных городов есть.

-30

Перепады высот — без водоотвода не обойтись!

-31

Специальных культовых зданий здесь раньше не было (японские если только) и строить их дорого, поэтому приспосабливают что придется. Это, похоже, бывшая школа.

-32

А вообще общее впечатление от Корсакова такое — город крайне запущен, замусорен, развален.

-33

Жители не видят своего будущего здесь, ибо весь гламур или в Южно-Сахалинске (столица!) или на материке. А еще лучше стать моряком и плавать по миру, благо тут есть не просто море а настоящий океан. Я представляю, насколько разителен контраст при переправе с Хоккайдо в Корсаков.

Культурная архитектурная среда — и старорусская и японская — уничтожены полностью. В лучшем случае вы найдете деревянные избы годов 50-х. В стандартном случае — брежневские пятиэтажки и промышленные здания.

Кинем последний взгляд.

-34

Вот такой он — Корсаков.

P.S. Еще совсем забыл рассказать об одном необычном случае. Гуляя по обрывистым берегам вдоль моря я вдруг услышал характерный звук артиллерийского выстрела. Кто сам слышал ствольную артиллерию, понимает, что этот звук заставляет пригибать голову и искать где бы спрятаться. Но из местного населения никто даже не почесался.

Спустя полминуты раздался второй выстрел, потом третий и четвертый. Я так понял, что где-то в районе Первой-Второй Пади находится артиллерийское стрельбище и они стреляют побатарейно. Вот такая история.

Тем же путем вернувшись в столицу острова из бывшей столицы южного сахалинского округа (Корсаковского) я стал готовится к поездке в бывшие столицы северных округов — Тымовск (Рыковский округ) и Александровск-Сахалинский (бывший пост Александровский, столица одноименного округа). Об этом следующий пост.

Исторически фото с http://korsakov.sakh.ru.

В посте обильно использованы цитаты А. П. Чехова из книги «Остров Сахалин» и воспоминания адмирала Геннадия Невельского.