19 марта 1279 года состоялась битва при Ямынь, или "при горе Я", или же "сражение на Жемчужной реке". Друг другу противостояли флоты монголов и китайской империи Южная Сун.
Сунцы формально превосходили монголов примерно десятикратно по числу людей и раз в 20 по кораблям. Однако основная их часть была не воинами или профессиональными моряками, а чиновниками двора, беженцами и так далее: там собрались все остатки сунских лоялистов. Флот Сун проиграл. Когда императорский корабль стал тонуть, адмирал Лу Сюфу с малолетним императором на руках выпрыгнул за борт. На этом закончилось монгольское завоевание Китая: по всей стране установилась власть монгольской династии Юань.
Как так вышло?
Сама по себе история завоевания монголами - общей численностью в 700 тысяч человек в тот период (при том, что они воевали параллельно ещё на двух-трёх других фронтах) - Китая с населением в 100 миллионов выглядит странновато. Неудивительно, что на этот счёт существуют многочисленные криптоисторические и конспирологические теории. Однако, если смотреть в историческом контексте, ничего сверхъестественного этом нет. Наоборот: всё совершенно логично.
Дело в том, что в Китае, если называть вещи своими именами, всегда сосуществовало два народа; северный и южный. Уточню: речь именно о самих китайцах, а не других народах, находящихся под властью китайских императоров. При общей схожести, у них есть и явные различия. И дело не только в том, что северяне адаптированы к более холодным климатическим условиям и связанной с ними природной среде. Отличается отношение представителей Севера и Юга к некитайцам.
Северяне без особого негатива относятся к иностранцам в целом и соседним народам в частности, готовы активно взаимодействовать с ними, довольно спокойно относятся к экзогамии. Одним словом, ведут себя как большой "имперский" народ. Южане же, несмотря на то, что исторически их обычно было больше, ведут себя, скорее, как "малый" народ: более замкнуты, склонны к эндогамии и по отношению к чужакам, скорее, предубеждены.
Великая Засуха
В общем-то, вполне ясно, когда и почему это различие возникло. Между вторым и четвёртым веками в Евразии шла "Великая Засуха". Она поразила Великую Степь и территории вокруг неё.
Обычно идущие из Атлантики циклоны катятся либо по субтропической зоне Северного полушария, либо по умеренному поясу. В первом случае они выливаются дождями в бассейне Амударьи и других рек, несущих воды в Аральскую котловину. В этот период Арал увеличивается - трасгрессирует (в то время как в другие эпохи он иногда может пересыхать вовсе). Каспийское море же, наоборот, в этом случае мелеет.
Если же циклоны летят по умеренному поясу, то осадки выпадают в бассейне Волги, которая на 80% питает Каспийское море. В это время получается наоборот: идёт трансгрессия Каспия и регрессия Арала. Именно так дело обстоит сейчас.
Но иногда - очень редко - циклоны движутся ещё севернее, в Субарктике. Если вода выливается севернее зоны водосбора Волги, то Каспий и Арал мелеют одновременно. Это и есть "великая засуха". Сухие евразийские степи превращаются в пустыни, поля и влажные луга - в сухие степи. Леса - в лесостепи, а то и полностью исчезают.
Для народов, живших во втором веке в соответствующих регионах, переход Степи в режим "великой засухи" стал хозяйственной катастрофой. С этим фактором, в конечном счёте, оказалось связано и начавшееся несколько позже Великое Переселение Народов, нанёсшее смертельный удар Западной Римской Империи.
Но мы - о Китае. Несмотря на то, что Китай ближе к Тихому океану, всё же завязанный на "дыхание" Атлантики вековой ритм Великой степи имел большое значение и для него. Иссушение степей привело к бегству степных народов на юг - на территорию исторического Китая. На север страны обрушивались волны завоевателей: хунну, сяньби, табгачи... При этом китайцы, потерявшие свои орошаемые поля и тоже находящиеся в жестоком кризисе, не могли оказать им должного сопротивления. Они отступали дальше на юг.
На практике вся многомиллионная масса китайцев бежать не могла. Уходила только часть: кто наиболее негативно относился к "варварам" и кто в принципе мог без особых проблем совершить длительное путешествие. На юге китайские беженцы вступили в конфликт с местными народами, в войнах с которыми они и провели следующие столетия. Северный Китай же принял власть пришельцев. Его жители адаптировались к новым природным условиям и постепенно ассимилировали одну волну завоевателей за другой. Китай разделился на два довольно разных региона.
В четвёртом веке, однако, Великая Засуха закончилась. И всё постепенно вернулось на круги своя: степняки вернулись в ожившие степи, китайцы восстановили системы ирригации своих рисовых полей. Но с этого момента на юге жили "китайцы-националисты", не доверяющие чужакам, на севере же - "интернационалисты", лояльно относящиеся по меньшей мере к народам Великой степи.
Что было прежде
Отношения между двумя частями одного народа были не то, чтобы конфликтными, но, скорее, соперническими. С тех пор в истории Китая происходит периодическая смена династий: на место "южной" приходит "северная" и наоборот. А часто - если не сказать "обычно" - Китай вообще оказывается разделён на северное государство и южное.
Первоначально новый Китай - то есть средневековый, после Засухи - возник на базе Севера: страну объединила северная империя Суй в конце VI века. Однако там очень рано произошёл династический кризис - вмешался "человеческий фактор" - и династия завершилась преждевременно, всего через 37 лет.*
Её наследство в начале VII века приняла другая северная династия, создавшая великую империю Тан. Танский Китай вёл весьма активную внешнюю политику - в Степи и её окрестностях. Он способствовал разделению Тюркского каганата на западную и восточную части - и со временем подчинил их обе. Также он фактически поставил под контроль Среднюю Азию. Формальная граница Китая в тот период подошла к Поволжью.
Успехи Тан были огромны, но, с точки зрения южан, династия слишком пренебрегала нуждами собственно китайцев (да и укомплектовано руководство было сплошь и рядом отнюдь не китайцами по крови). Это приводило к постоянным конфликтам в элитах и интригам при дворе. Всё большую силу набирали губернаторы - их роль росла тем больше, чем более территориально разрасталась империя (что затрудняло управление удалёнными регионами) и чем серьёзнее становились конфликты в столицах.
Результатом очередных интриг стало восстание Ань Лушаня - фактически, основной части регулярной танской армии, где велик был процент некитайцев. Сам полководец Ань Лушань был среднеазиатом по происхождению (то ли тюрком, то ли согдийцем). Восстание было подавлено с огромным трудом - за счёт мобилизации всех, кого можно, и помощи внешних сил: фактически, войну выигрывала та сторона, которой удалось бы переманить на свою сторону уйгуров. Император смог предложить им больше. За период войны - 756-763 гг. - налогооблагаемое население Китая сократилось втрое. Конечно, основная часть убыли - это беженцы и население временно неконтролируемых правительством регионов, но и человеческие потери были огромны.
В начале IX века Тан несколько реанимируется, восстанавливается контроль, хотя и менее глубокий, чем прежде, над провинциями, но позже децентрализация возобновляется. Добило династию восстание Хуан Чао: "китайского Пугачёва", который в значительной степени выступал под националистическими лозунгами. В лучшие времена повстанцы контролировали обе столицы, но всё же десятилетнее восстание в итоге было подавлено. Но центральная власть уже не оправилась от этого: один из прежних сподвижников Хуан Чао в итоге сверг императора и попытался основать новую династию - однако фактически государство просто развалилось.
На руинах со временем - уже без танского блеска - выросла империя Сун. Основана она была этническим китайцем**. Происходил он с Севера, но в политике сделал ставку на Юг. Вместо того, чтобы воевать с противниками из числа других северокитайских и полукитайских-полустепных государственных образований, он сначала подчинил себе южные провинции, бывшие самостоятельными с момента падения империи Тан, а уже потом вернулся на Север.
Сунский Китай добился успеха, но северяне подчинялись ему неохотно. В итоге, после вторжения чжурчжэней, которые снесли все прочие лимитрофные государственные образования, северяне "ушли" под основанную чжурчжэнями империю Цзинь. Сунцы откатились на юг, потеряв столицу: теперь династия стала называться "Южная Сун". Китай разделился на два государства.
И вот тогда пришли монголы, давно враждовавшие с чжурчжэнями. Сначала они вступили в союз с Сун, чтобы совместно бороться против Цзиньского Китая. Ну, а позже, когда Цзинь пала, местные предпочли пойти под монголов, а не под соплеменников-южан. В итоге из примерно 100 миллионов китайского населения под контролем монголов оказалось уже не менее трети.
И вот потом, с опорой на Северный Китай, и началось завоевание Южного Китая монгольской династией Юань. Но это не монголы завоёвывали Китай: это Север воссоединял страну, подчиняя Юг (и происхождение правящей династии тут второстепенный вопрос). Последней битвой этой войны и стало водное сражение при Ямынь на Жемчужной реке.
Что было потом
Характерен дальнейший ход событий: фактически всё повторяется по кругу.
Империя Юань простояла около 100 лет и пала в результате китайского национального восстания Красных повязок. На смену ей пришла чисто китайская империя Мин - "южная". Что характерно, исходно восставшие предполагали восстановить Сун: один из их лидеров был объявлен потомком сунских императоров, но позже у них произошёл переворот - и возникла новая династия.
Потом Китай вступил в фазу мануфактурной индустриализации - и там начались социальные беспорядки. И тогда проигрывавшие противники нарождающейся буржуазии , чтобы подавить восстания, стали опираться на внешних завоевателей - маньчжуров... Те легко захватили Северный Китай***, так возникла империя Цин. А уже потом, путём длительной борьбы, шедшей несколько десятилетий, Цинские императоры снова воссоединили Китай под своей властью.
Цин пала только в 1911-12 годах в ходе в Синьхайской революции. И сразу же после этого возникло противостояние между "южными революционерами" и "северными милитаристами".
Позже на юге господствовал националистический Гоминьдан, на севере же - интернационалисты-коммунисты Мао. Как известно, Мао выиграл гражданскую войну и создал нынешнюю КНР, и сейчас Китай остаётся единым. Надолго ли - Бог весть.
То есть в контексте всей китайской истории подобное явление - монгольское завоевание Китая - дело совершенно естественное, рядовое, практически. Надо только понимать, что это, на самом деле, внутрикитайский конфликт, часть нормального китайского исторического цикла.
Скорее, стоит подумать, что ждёт Китай завтра... Но об этом потом как-нибудь.
* Империя Суй, помимо того, что её основателю не повезло с наследником, просто перенапряглась. За годы её существования был построен Великий Канал между Хуанхэ и Янцзы, сразу ставший играть ключевую роль в китайской ирригационной системе и системе путей сообщения. Это был проект колоссального масштаба.
** Основатель империи Сун, Чжао Куанъинь (император Тай-цзу) - на удивление приличный человек (на фоне очень многих своих предшественников). Свергнутого малолетнего императора отправил в провинцию на попечение своих родственников (его семья потом находилась на попечении у них потом много поколений). Генералов, с помощью которых он пришёл к власти, новый император мягко убрал. Просто предложил им громадные отступные - землёй и серебром. Они превратились в богатейших людей страны... но и только. Что характерно, ни один от такого размена не отказался: "серебряные парашюты" и впрямь были впечатляющи.
*** Характерна история ослабления Мин, сильно способствовавшая её падению. Император Ваньли (у власти в 1582-1620 гг.) начинал правление как весьма энергичный лидер. Однако в определённый момент он радикально потерял интерес к делам. Чиновники дожидались аудиенции годами, должности, ставновившиеся вакантными из-за смерти тех, кто их занимал, так и оставались пустующими. Назначения мог произвести только сам император, но он принципиально этого не делал. В итоге, фактически страной начинали руководить разнообрзные "исполняющие обязанности", замы замов с ограниченными полномочиями и т.п. Судя по всему, такая "забастовка" формального правителя была связана с тем, что ему так и не удалось "продавить" солидарную позицию высшей бюрократии и назначить наследником того из своих сыновей, кого он хотел. В итоге в 1601 г. император сдался и назначил, кого "положено" - но выбрал тактику пассивного сопротивления и саботажа. Что само по себе является очевидным свидетельством чрезмерной забюрократизированности системы госуправления и кризиса династии.
PS: Разумеется, всё вышесказанное справедливо и в отношении российско-китайского взаимодействия. "Север" относится к России, как прежде к другим северным и западным соседям Китая, вполне лояльно, Юг - с предубеждением. В будущем со стороны Китая может возобладать как один подход, так и другой. Но формально власть Коммунистической Партии в контексте китайской истории должна рассматриваться как "северная династия" - лояльная к соседям.