Всё просто и логично было изложено ещё в 2020 году (на канале "Лодочник"), в статье "Новые правила. Какие лодки подлежат регистрации ГИМС".
Но, как часто бывает, энергичные комментаторы (а иногда и слабо подготовленные сотрудники ГИМС) — запутывают ситуацию.
Разберём ещё раз — самое главное (с цитатами и ссылками), чтобы уже не возвращаться к этому вопросу. Разберём три спорных момента о регистрации лодок!
Владельцы лодок теряются между двух ГОСТов. И уже не знают кому верить. И кажется, чего проще:
Статья 16 (1.1.) Кодекса внутреннего водного транспорта (КВВТ) гласит:
Не подлежат государственной регистрации ... суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно...
Ваш двигатель "не свыше". Например он 9.9. л.с. Остаётся только уточнить вес лодки.
И тут начинается...
Один "специалист", на рыболовном или лодочном форуме, утверждает что вес лодки надо считать с полным бензобаком и якорем. Другой - что надо считать вес с самым тяжёлым (разрешённым двигателем.
Вот - два типичных комментария, из обсуждения на канале "Лодо4ник":
АЛЕКСАНДР БАИРОВ: Вот, что Гимсюки - г...юки докопались до самой массовой лодки - Казанка. Раньше не надо было ставить на учет,если масса с мотором не больше 200 к.г. и мощность меньше 8 к.вт.
Теперь объясняют, что моторы 4 т. 25 л.с. плюс лодка 125 к.г. в сумме может превысить 200к.г. И не важно, что застукали меня с 2 сильным движком на корме.
Другой отвечает ему...
Алексей Петров: АЛЕКСАНДР БАИРОВ, так и считают сейчас. Берут максимально допустимый мотор по мощности и максимально тяжелый.
Да, некоторые некомпетентные сотрудники ГИМС, только усложняют ситуацию. Итак, озвучим три основных момента...
3 спорных момента:
1. С каким оборудованием (элементами снабжения и средствами безопасности) считается вес лодки.
Применительно к маломерным судам, о которых мы сейчас говорим (не подлежащих регистрации), по требованию Технического регламента Таможенного союза (раздел "О безопасности маломерных судов") — Спасательные жилеты по количеству человек на борту и черпак.
И исходя из правил плавания, добавим сюда конец Александрова. Два весла — это тоже, всем понятно.
2. Бензин в бензобаке, якорь, трос... Нигде не прописано требование, определять вес лодки с топливом в баке. Ничего про вес якоря и троса. Разговоры об этом — просто вымысел. Учитывается масса оборудованной лодки (проще сказать: паспортный вес лодки).
Посмотрите Технический регламент и правила пользования маломерными судами: В перечне обязательного оборудования указывается количество бензина в баке? Или вообще, хотя бы его наличие там?.. Конечно нет.
Идём далее...
3. Учитывается вес самого тяжёлого или фактически установленного мотора? Разбираемся. Есть два метода определения массы маломерного судна (А и Б):
А) При определении массы судна суммируется его паспортный вес + вес фактически установленного мотора (по ГОСТ 19356-79) . Это следует из распоряжения начальника ГИМС № 29/1-3-626 от 20.03.2019г.
Б) ГОСТ Р ИСО 8666-2012, по которому масса судна определяется вместе с массой "наиболее тяжелого мотора, допустимой мощности". Данный метод применяется только для производителя лодок. В частности, для расчёта прочности силового набора. При определении, подлежит ли судно регистрации - ГОСТ Р ИСО 8666-2012 не применяется. Цитата из этого распоряжения:
"При этом следует учитывать, что ГОСТ Р ИСО 8666-2012 устанавливает требования в отношении изготовителя, но не пользователя судна".
Итог: Суммируется вес судна + вес фактически установленного мотора. Всё! Точка.
Совет: Если у вашей лодки "пограничный вес" и у инспектора на воде могут возникнут сомнения — возите с собой копии паспортов на лодку и мотор (чтобы показать вес, обозначенный в характеристиках).
По закону это не требуется. Но поможет доказать "что вы не верблюд", если встретится не в меру ретивый инспектор.
Советую прочитать: "Нарушения, за которые оштрафуют, даже если ваша лодка не подлежит регистрации".