Слово инновация настолько часто упоминается в различных контекстах, что иногда трудно понять, что оно означает когда говорится об инновационном обществе, законе, университете, подходе, мышлении, политике, технике, искусстве и т.п.
Само слово инновация означает – нововведение, но это значит, что имеется старое и, видимо, чем-то не устраивающее положение. Отсюда и вопросы: что, почему и кого не устраивает это положение и зачем нужна инновация.
Инновация широкое понятие, включающее в себя: научные открытия, изобретения в технике, веяния в искусстве, архитектуре, культуре, направления в политике, в управлении и т.д. Из этого следует, что инновация - все то, что изменяет объект инновации поэлементно или в целом.
Но важно то, что появление инновации всегда связано с деятельностью конкретного индивидуума, который осознал, сформулировал и стал проводить инновационное изменение для элемента среды (конкретного объекта) или среды в общем.
Таким образом, для инновации необходим объект, который следует изменить и субъект инновации, который осуществляет инновацию – новатор.
Очевидно, чтобы осознать необходимость изменений, новатор должен находиться внутри среды, элемент которой или которую в целом надо изменить, а также иметь возможность ее оценки для выработки инновационной идеи и путей ее реализации. Это означает, что новатор должен обладать аналитическими, творческими и предпринимательскими способностями. В мировой статистике считается, что предпринимательской жилкой обладает не более 7-10% населения и если данная статистика верна и для других требований к ним, то новаторов в популяции намного меньше.
Новатору принципиально приходится действовать в консервативной среде, которую необходимо убедить в преимуществах его предложений. Очевидно, что изменение элемента среды, которое под силу новатору и не требует особых затрат реализуется оперативно и, если оно эффективно, быстро копируется средой. Примеров бытовых инноваций, как элементов творчества, множество.
Инновации, связанные с изменением среды и приносящие кардинальные изменения реализуются с большими затратами и определяются как объемом среды, так и степенью ее консерватизма, но и приводят к целому кластеру инноваций. Например, полувековая история реализации инновационной идеи управляемой термоядерной реакции для решения энергетических проблем человечества потребовала массы теоретических, технических, технологических, организационных инноваций, а также колоссальных затрат практически всех развитых стран и до настоящего времени еще не завершена. Но это крайний пример глобальной инновации, в большинстве случаев речь идет о замкнутой среде, ограниченной теми или иными рамками (предприятие, регион, государство, и т.д.), в которой действует новатор.
В процессе внедрения инноваций у новаторов имеется два пути – либо изменять среду, либо менять её на менее консервативную, более лояльную к его идеям.
Классический пример эффективной смены среды это история создания персонального компьютера, когда, не найдя отклика на свои предложения в корпорации IBM, разработчики организовали свою, теперь всемирно известную фирму Apple, а персональные компьютеры завоевали и изменили весь мир. Также классический пример того, что происходит, когда необходимые инновации не реализуются, а среду изменить или сменить (уехать) невозможно, это история развала СССР, когда излишне жесткая и консервативная система накопила слишком большой потенциал инновационных требований. Эти два примера показывают насколько инновации серьезное дело и к каким последствиям могут привести.
Следует отметить, что инновационное поведение наблюдается широко в живой природе, например, сезонная миграция птиц — это смена среды, а построение, например, плотин бобрами, гнезд птицами, рытьё нор и т.п. – модификация среды под свои нужды.
Но в отличие от животного мира, где инновационное поведение связано с выживанием вида и вырабатывается методом проб и ошибок, человек имеет возможность сознательной оценки положения и выработки, как конкретных решений, так и абстрактных идей, но и в том и другом случае в основе лежит необходимость или желание получения определенных преимуществ.
Интересно, что инновации абстрактного характера порождают феномен морального преимущества (превосходства), когда инновационная идея при ее реализации не несет прямых материальных выгод и даже может приводить новатора и его последователей к прямым потерям. Примером могут служить приверженцы религиозных, философских, культурных или научных течений, которые не вписываются в ту или иную среду.
Вероятно, феномен морального (абстрактного) удовлетворения перед материальным (конкретным) удовлетворением потребностей, является феноменом человеческого сознания и показывает более высокую ступень развития перед остальным животным миром.
Из этого вытекает важный вывод, что моральный аспект в человеческом сообществе имеет очень серьезный характер и влияет как на сами инновации, так и на новаторов.
Наличие моральных принципов приводит к инновациям согласным с этими принципами, но верно и обратное - отсутствие моральных принципов ведет к аморальным инновациям. Например, газовые камеры фашисткой Германии ярко характеризуют мораль страны того времени, а жесткий передел собственности России 90х годов прошлого века также ярко характеризовал состояние морали общества. Но в последнем случае, стоит отметить, что экономический крах системы привел к необходимости решать задачу выживания, что привело к переключению инновационных способностей на решение жизненно важных проблем, а вот способы их решения определялись моралью. Очевидно, что в этом случае спад инновационной активности в экономике страны был неизбежен, так как инновационные способности у большинства населения переключились на обустройство своей личной среды в силу новой морали и возможностей. Также большой отток из страны инновационных научных кадров на Запад объективно закономерен, так как среда страны не способствовала новаторам.
По моральности именно инноваций можно судить о характере морали данного общества и его членов. Очевидно, что новатор с криминальной моралью будет выдвигать криминальные инновации, новатор с технократической моралью будет продвигать технократические идеи, милитаризованный милитаристские и т.п.
Все же основной вопрос - как, почему возникают инновации и что необходимо для интенсификации и управления этого процесса в положительном направлении.
Как было уже отмечено, цель инновации — это получение определенных преимуществ, при этом характерным моментом является то, что это на первом этапе определяется самим новатором, что можно назвать – виртуальной ценой. Организаторы инновационных конкурсов знают этот феномен завышенных оценок изобретателями своих изобретений, что часто вызывает иронию, однако именно здесь находится ключ к пониманию сущности инновационной деятельности.
Анализируя среду или элемент среды – технологию, оборудование, структуру управления и т.п., новатор видит недостатки и пути их исправления в объемах доступной ему информации и, кстати, чем её меньше, тем выше вероятность ошибки его виртуальной цены. Тем не менее, эту виртуальную цену (преимущество) он для себя определил и чем выше ожидания выигрыша от реализации инновации, тем выше активность новатора.
Таким образом, виртуальная оценка выигрыша от внедрения (реализации) инновации, является той движущей силой, которая подвигает новатора к её реализации.
Это положение хорошо иллюстрирует ситуация в области патентного права, когда реализация вполне реальных патентов затруднена из-за завышенных требований изобретателей и складывается патовая ситуация – изобретатели сами реализовать не могут, а промышленность не может удовлетворить требования патентообладателя. В этой ситуации особо проявляется необходимость предпринимательской жилки для реализации инноваций, а также видно, что авторы новаций часто плохо представляют реальное положение вещей. В то же время предприниматели «реалисты», хорошо представляя механизм реализации (где взять деньги, под какие проценты, как организовать производство и сбыт, как взаимодействовать с властями и т.д.) редко способны сформулировать инновационные идеи, не лежащие в русле их профессиональной деятельности.
Это характерно для изобретателей одиночек (даже если они работают в крупных организациях), оформивших права на изобретение на себя.
Другая ситуация в научных центрах, предназначенных для создания инновационных разработок, обусловленная крупными задачами, поставленными перед ними, в процессе решения которых и появляется кластер инноваций.
Постановка крупных задач является залогом инновационной активности и развития общества в целом. Аналитика мирового состояния области исследований, является составной частью любой научной работы и предполагает, что в результате проведения этих работ должно появиться нечто новое, превышающее мировой уровень. Если этого не происходит, то в цепочке: анализ – инновационная идея – успешная реализация (получение доли рынка), имеется разрыв, который необходимо найти и устранить.
История учит, что конечный итог от внедрения инновации, особенно крупных, не всегда предсказуем и поэтому может иметь один из следующих результатов:
· Положительная инновация – успех (признание) новатора и положительное влияние на объект инновации (развитие среды).
· Ограничено положительная инновация – развитие среды, но личные потери новатора.
· Отрицательная инновация – деградация среды от внедрения и личные потери новатора.
· Ограничено отрицательная инновация - личные достижения новатора, но деградация среды (объекта инновации).
Следует отметить, что внешняя среда – общество, рынок определяют цену инновации, но при этом её истинная ценность может иметь и отложенный характер, в случае, когда инновационные предложения опережают степень развития среды (общественных отношений, техники, морали, вкуса и т.п.). Яркий пример - изобретения Леонарда да Винчи, когда его искусство (живопись) было принято средой, но его технические предложения (вертолет, парашют, танк, планер и другие) не могли быть поняты и реализованы из-за низкого уровня развития технологической среды того времени. Таких примеров в истории масса.
Если кратко резюмировать, то по поводу инновации можно сказать следующее:
· Инновации - основа развития среды.
· Цель инновации – получение преимуществ, материальных или моральных.
· Содержание инновации – определяется творческими способностями и моралью новатора.
· Результат инновации – материальные приобретения или потери, а в моральном плане принятие или непринятие средой выдвинутых идей.
· Мораль общества, в которой действует новатор и его моральные установки, определяют характер инноваций и направление развития среды.
Владислав Дмитриев
По материалам: Дмитриев В.Г. «Инновация – цель, содержание, результат» // Доклад на пленарном заседании конференции МКНТ «Московская наука – проблемы и перспективы» - Москва 24.07.2006 г.