Найти тему
Танцующий на граблях

Работаю удаленно уже больше 12 лет. 7 трюков, помогающих мне быть эффективным

Оглавление

В связи с эпидемией коронавируса многих перевели на удаленную работу, но далеко не все к этому готовы. Это действительно непросто. Я на удаленке уже больше 12 лет и решил поделиться своими наработками в этой области.

1. Спите по 7-8 часов каждый день

Не льстите себе. Если вы думаете что вы сова, скорее всего вы археоптерикс.
Не льстите себе. Если вы думаете что вы сова, скорее всего вы археоптерикс.

Хороший сон архиважен для продуктивности, здоровья и креативности (а мужчинам еще и для тестостерона). И режим сна – это первое что ломается при переходе на удаленку. Тем более что у большинства офисных работников режим сна и так уже сломан. Им приходится вставать утром по будням и они пытаются отоспаться в выходные. Это не самый эффективный вариант, но хотя бы как-то компенсирует недостаток сна.

Перейдя на удаленку думаешь: "Ура! Наконец-то я смогу нормально высыпаться", а потом удивляешься что даже проснувшись в 10 утра чувствуешь себя овощем (потому что до 2 ночи залип с каким-нибудь сериалом, а в выходные дрыхнешь еще дольше). Есть большой соблазн объявить себя совой, но на самом деле это просто сбитый режим сна. Секрет в том, чтобы просыпаться утром в одно и то же время и в будни и в выходные. Я, например, каждый день стараюсь ложиться до полуночи и просыпаюсь около 8. Это реально работает.

Что может в этом помочь:

  • Задернуть шторы и закрыть эти светодиоты (не опечатка), которые производители техники пихают во все подряд
  • Не сидеть перед экраном (компа, телефона, планшета) перед сном или хотя бы использовать ночной режим или теплые цвета (в Windows 10 появилась настройка включающая это по расписанию)
  • Проветрить комнату перед сном (чтобы был свежий воздух и прохладно)

Если не можете уснуть в течение 20-30 минут, то смысла продолжать лежать в кровати только два – секс или йога-нидра. Если секс не предвидится, а йога-нидру вы не умеете (вот инструкция для начинающих, кстати), то лучше встать и поделать что-нибудь спокойное. Почитать, выпить какао с молоком, даже посмотреть эпизод какого-то сериала если совсем уж ничего не привлекает. А потом, когда подойдет новая фаза циркадного цикла и начнет клонить в сон, лечь и попробовать уснуть снова.

2. Боритесь с прокрастинацией

Картинка из гениальной статьи Тима Урбана про прокрастинацию. Долгое время висела у меня над рабочим столом как напоминание.
Картинка из гениальной статьи Тима Урбана про прокрастинацию. Долгое время висела у меня над рабочим столом как напоминание.

Окружение влияет на нас больше, чем большинству людей нравится думать. При работе из дома социальное давление уменьшается и работать становится намного тяжелее. Неплохой способ – пойти поработать в коворкинге или в кафе, но в условиях карантина этот вариант не подходит. Что же делать?

Для начала прочитать супер-мега-полезную статью Тима Урбана про прокрастинацию. Она способна изменить жизнь. Я серьезно. Можно даже распечатать картинку выше и повесить над рабочим столом.

Оригинал: https://waitbutwhy.com/2013/10/why-procrastinators-procrastinate.html

Перевод: https://vc.ru/flood/24818-why-procrastinators-procrastinate

И несколько советов от меня лично:

Начинайте с простого

Вы осознаете как залипаете в соцсетях? Наверняка думаете я вот только на пару минут загляну в facebook, а потом – за работу. И обнаруживаете что уже час листаете ленту. Хорошая новость в том, что это работает и в другую сторону. Особенно для задач которые не хочется делать.

Я, например, не люблю заниматься исправлением ошибок. Попробую описать как это выглядит. Я сейчас целый час провожусь чтобы только это воспроизвести (есть известная тема у программистов: "у меня на компе все работает"), а потом еще час чтобы понять что не так и как это исправить. И все это на фоне того, что возможно это не Microsoft виноват, а я где-то накосячил. Поверьте, это очень демотивирует. Как и любая большая и сложная задача.

Но можно использовать тот же трюк, который приводит вас к залипанию в соцсетях. Сказать себе, например: "Я только посмотрю что там в отчете об ошибке, а исправлю после обеда". И можно точно также обнаружить что уже втянулся в работу (и пропустил обед).

Делайте перерывы контролируемыми

Отдыхать все равно нужно. Но гораздо полезнее делать это осознанно и получать заслуженный отдых, чем прокрастинировать и чувствовать вину (та самая "Темная игровая площадка" на картинке). Да, вы можете посмотреть короткую серию какого-нибудь сериала после того как закончили какую-то большую задачу. Или даже сыграть один матч в Overwatch или League of Legends. Вы это заслужили. Если это заслуженный отдых, то даже в таких аддиктивных активностях залипнуть сложнее. Но для начала лучше использовать что-то менее опасное – выпить кофе, пройтись по комнате, посмотреть в окно.

Еще одна техника контролируемых перерывов, которая многим нравится – помидоро. Идея в том, чтобы ставить таймер и, например, 25 минут работать, потом 5 минут отдыхать. Для сложных задач вроде программирования, когда 20 минут нужно только чтобы вникнуть в задачу, лучше использовать периоды побольше. Я обычно работаю в режиме 50/10 или 55/5. Но такой подход я использую только когда совсем прокрастинация одолевает. Потому что делать перерыв после 50 минут, когда задача зачастую еще в самом разгаре, не очень эффективно. И из процесса выпадаешь и отдых так себе выходит. Но для многих типов работы это подходит.

Почитать про помидорки можно тут: https://lifehacker.ru/all-about-pomodoro/ Там же есть список приложений с такими таймерами. Я использую Tomighty.

Начинайте день с работы, а не с соцсетей

Утро – самое продуктивное время у большинства людей. И если после завтрака вы залипнете в соцсетях, то потеряете его. Поэтому очень важно сразу после завтрака начинать работать. А соцсети можно полистать, например, после обеда. Или вечером.

Если же хочется с утра чем-то себя побаловать, то можно за завтраком посмотреть серию какого-нибудь сериала (если серии большие и самодисциплина хорошая, можно половину серии посмотреть). В отличие от соцсетей, серия заканчивается и у вас есть момент когда можно переключиться на работу. Кстати, сериалы еще и хороший способ борьбы с социальной изоляцией. Но об этом в следующей статье.

3. Общайтесь с коллегами

Примерно так выглядят утренние стендапы в реальности, но ежедневный созвон по Zoom или Skype при удаленной работе работает не хуже.
Примерно так выглядят утренние стендапы в реальности, но ежедневный созвон по Zoom или Skype при удаленной работе работает не хуже.

При работе удаленно особенно важно оставаться в контакте с клиентами и/или коллегами. Это не только помогает не чувствовать себя одиноко, но и ощутимо повышает продуктивность. За счет все того же социального окружения.

В Agile методологиях вроде SCRUM есть, например, такая практика как утренние стендапы (совещания стоя). Все встают в круг и каждый по очереди рассказывает что сделал вчера, что собирается делать сегодня и какие возникли сложности. Стоять нужно чтобы совещание не затянулось. Помимо обмена информацией такие совещания помогают сыграть на чувстве принадлежности и тем самым повысить мотивацию к работе. Когда ты рассказал коллегам чем собираешься сегодня заниматься уже намного сложнее слиться и протупить весь день в соцсетях. В условиях же удаленки все то же самое работает если устраивать ежедневные утренние созвоны по той же схеме. Подробнее о тонкостях процесса можно почитать, например, у Мартина Фаулера.

Но есть и обратная сторона – шквал уведомлений и сообщений со всех сторон. Их и так обычно немало, а когда весь офис переходит на удаленку становится еще больше. Тут важно держать баланс между доступностью и концентрацией. Настроить уведомления, чтобы получать только необходимое, ставить режимы не беспокоить в Slack или Skype (главное не забывать переключать их обратно) и объяснить коллегам что в этом случае писать не нужно, а если что-то горит то лучше позвонить. Я за 12 лет уже привык быть постоянно доступен, но для почты, например, уведомления не включаю вообще и проверяю ее только вручную. Ну и на ночь уведомления выключаю, т.к. сон – это святое (см. пункт 1), а клиенты из других часовых поясов могут писать и ночью.

4. Слушайте музыку

Спасать галактику проще под музыку
Спасать галактику проще под музыку

Не для всех это работает, но лично мне музыка помогает настроиться на рабочий лад. Особенно хорошо работает радио, где музыка перемежается разговорами диджеев. Музыка помогает сосредоточиться, а болтовня ведущих – не чувствовать себя одиноко. Когда заиграет хорошая песня, можно сделать перерыв, попеть и потанцевать. Это очень полезно при сидячей работе.

Можно подобрать разные станции или плейлисты под разные типы задач. Вот что работает у меня:

  • Наше радио, Ультра, Европа-плюс – для обычного режима работы
  • Радио Монте-Карло – для отдыха
  • Спокойная музыка без слов – для сложных задач где нужна максимальная концентрация. Например: https://www.youtube.com/watch?v=X1uaOtiJ9Vc или что-нибудь из Ryan Farish: https://www.youtube.com/watch?v=VX8_VtSXeCQ. Хотя чаще в этом случае работаю в тишине.
  • Геймерская музыка для простых но объемных задач (которые похожи на гринд или фарм). Например: https://www.youtube.com/watch?v=eSYKJ8WQ508
  • Фоновые шумы (звуки кофейни, офиса или шум дождя) – по настроению. Вот тут есть подборка сайтов и приложений: https://lifehacker.ru/zvuki-prirody-slushat/

5. Ведите учет времени

Даже котик ведет учет времени, хотя у него лапки
Даже котик ведет учет времени, хотя у него лапки

Учет времени не только помогает лучше сконцентрироваться на работе (срабатывает что-то вроде эффекта наблюдателя), но и позволяет собрать статистику о своей работе (и посчитать стоимость часа, например). Сейчас есть много приложений для этих целей, но мне хватает обычной таблички в Excel. Даже если вы ведете учет только для себя (а не для Upwork со скриншотами экрана каждые 10 минут), эффект наблюдателя уже работает и продуктивность повышается. При удаленной работе, когда время не привязано к приходу на работу и выходу из офиса важно понимать когда вы поработали достаточно и можно с чистой совестью отдыхать. У меня это обычно 4-5 реальных рабочих часов (т.е. без учета обеда и прочих перерывов). Кстати, если вы думаете что в офисе работали по 8 часов, то это миф. Если померять реальное время работы, то получатся те же самые 4-5 часов. Так что расслабьтесь. Все равно работать больше – неэффективно.

Если же вы хардкорный лайфхакер, то можете попробовать вести полный учет времени (не только работы). Пары недель вполне достаточно чтобы увидеть как бездарно вы тратите время. Я, например, как-то посчитал сколько я трачу на World of Warcraft, ужаснулся и тут же его удалил. World of Warcraft, а не учет времени.

6. Заведите журнал капитана

Пить на необитаемом острове, конечно, тоже работает. Но делать записи – полезнее для здоровья.
Пить на необитаемом острове, конечно, тоже работает. Но делать записи – полезнее для здоровья.

Размышлять в письменном виде, обдумывать проблемы и записывать идеи очень помогает в работе. Я использую для этих целей Microsoft OneNote, но есть и много других подходящих приложений. Также можно писать руками в тетрадке – это позволяет отвлечься от экрана и потренировать мелкую моторику, что тоже очень полезно.

По каждому крупному проекту у меня есть что-то вроде судового журнала, который я веду для себя. Возможно читали что-то подобное в книгах про морские путешествия или видели в фантастических сериалах. Только вместо записей вроде: "Звездная дата 2025: Мы столкнулись с неизвестной науке аномалией, которая отрубила наши щиты. Инженеры пытаются решить проблему." я пишу что-то вроде "20 марта: Оказалось что зависание приложения связано с багом в Outlook при перетаскивании панели. Но у нас уже есть решение, которое мы использовали для главного окна. Оно же сработало и в окне нового сообщения."

Ведение такого журнала не только помогает не сойти с ума от одиночества, но и позволяет структурировать мысли и зафиксировать принятые решения. Позже можно поискать информацию о том, почему что-то было сделано так или иначе (поэтому я все же предпочитаю вести такие журналы в электронном виде).

7. Разделяйте рабочее и домашнее

Была еще картинка где мужчина сидит в пиджаке и трусах за компом, но эта мне больше нравится
Была еще картинка где мужчина сидит в пиджаке и трусах за компом, но эта мне больше нравится

Работая удаленно вы, разумеется, можете работать лежа на диване. Но тем самым вы оскверняете диван – священное место сна и отдыха! Шутки шутками, но это действительно так. Мозг очень любит разные якоря и ассоциации. И работая с дивана вы начнете ассоциировать его с работой. И либо работать будет тяжелее (да и спина устает), либо вы не сможете нормально отдыхать и расслабляться, т.к. диван станет ассоциироваться с работой.

В идеале, конечно, хорошо иметь отдельный кабинет для работы или хотя бы работать не там где вы спите. Но если такой возможности нет, то есть более простые трюки:

  • Одеваться утром как на работу (вместо того чтобы работать в пижаме)
  • Надевать наушники во время работы (тоже становится триггером переключения в рабочий режим) или использовать любое другое ритуальное действие переключения на работу
  • Настроить отдельный виртуальный рабочий стол или виртуальную машину

-8

Вот и все, что касается советов по продуктивности. Если есть что добавить – пишите в комментариях. Поскольку я живу один, то в этой статье не было советов про то как организовать взаимодействие с домашними в этот период. Тут я мало что могу посоветовать. Зато могу много что рассказать о том как не сойти с ума при самоизоляции. Об этом будет следующая статья.

Продуктивной вам работы!