Кара небесная. Или дотянется Гаагский суд до российских убийц пассажиров рейса МН17.
Суд в Нидерландах провел два первых заседания в деле МН17 и ушел на перерыв до 23 марта. И руки Кремля еще никогда не были так близко к скамье подсудимых. За шесть лет после страшной авиакатастрофы, в которой погибли 298 человек, в национальном парке памяти жертв МН17 деревья успели подрасти, а раны тех, кто потерял родных и близких, зажить, но не забыться. Потому что такого потрясения мирные и зажиточные Нидерланды не знали со времен второй мировой. Правительство России не может признать свое присутствие на востоке Украины. Прокуратура готовилась к вынесению обвинений долгих пять лет. Готовилась тщательно. В том, что улик для доказательства вины четырех подозреваемых достаточно, сомнений нет. Как нет сомнений и в том, что круг обвиняемых расширится. Даже вручение им повесток превратилось в настоящий детектив. Их направляли через официальные органы и приносили домой. Присылали на электронную почту и в мобильные мессенджеры. И сам факт того, что сообщение вконтакте или на вайбере было пересмотрено, для голландской юстиции достаточный, чтобы судить их заочно.
Теперь Районный суд Гааги - лишь одно из направлений юридического наступления в деле МН17. Родственники погибших также подали иск в Европейский суд по правам человека. Украина уже выиграла юрисдикцию и ждет рассмотрения в Международном суде ООН. Нидерланды и Австралия на стадии предварительного выяснения с Россией, и, вероятно, будут подавать свой иск в суды. Кроме того, Украина направила информационные письма и в Гаагский трибунал.
Проиграть для России будет означать заплатить за многочисленными исками на компенсацию моральных и материальных убытков. Де-факто, это будет означать признать свое военное присутствие на чужой территории и финансирования терроризма. Даже если не юридически, то в глазах мира, что следит за ней.