Консультант Вита Банга, искусствовед
«Душа хотела б ей молиться...»
1. Ганс Эворт, «Портрет леди Мэри Фитц-Алан», 1555 г.
Очаровательная Мэри, дочь графа Арундела, получила прекрасное образование -- в совершенстве знала древнегреческий и латынь, писала стихи, пела, играла на лютне. В пятнадцать лет вышла замуж за герцога Норфолкского и через год подарила ему сына. Но в конце жаркого, щедрого на орехи и яблоки августа 1557 года скончалась от родильной горячки. Нормальная по тем временам женская жизнь: у графа в родах после Мэри еще две жены умерли. Сын Мэри Филипп во время гонений на католичество не отрекся от своей веры и погиб в заключении в Тауэре, за что был причислен церковью к лику святых. На полотне Ганса Эворта хрупкая девушка в роскошном наряде напряженно смотрит перед собой, словно провидит будущее -- свое и сына. И оно никак ее не радует.
2. Питер Рубенс, «Дама в соломенной шляпке» (портрет Сусанны Фоурмен), 1625 г.
Этот знаменитый портрет написан по вдохновению, от восторга перед красавицей, для души, а не на заказ. Сусанна, дочка состоятельных торговцев, недавно вышла замуж, очень гордилась подарком мужа -- обручальным кольцом -- и откровенно показывает его на портрете. Художник был настолько очарован ею, что взял в жены Елену, ее сестру, такую же жизнерадостную и покладистую, и никогда не пожалел об этом. Шляпа, конечно, на картине фетровая, с ее названием много лет назад намудрили французские переводчики, но веселое слово «соломенная» прижилось, потому что картина пронизана светом, солнцем и летом.
3. Константин Маковский, «Женская головка» (портрет Юлии Маковской), 1889-90 г.
Константин Маковский был самым знаменитым российским художником конца ХIХ -- начала ХХ века. Знать любила его за быстроту и шик исполнения, народ -- за прелестные женские портреты в русском лубочном стиле. Музой Маковского была его супруга Юля. Ему 35, ей 15 и они познакомились на балу. Через две недели он сделал ей предложение и женился. Спустя четверть века они разъехались -- Юля не выдержала его измен. Но все «народные красотки», которых Маковский продолжал писать до самой кончины, напоминали чертами его любимую Юлю -- такие же нежно-прелестные и кротко-горделивые. А Юля через много лет помогла своему сыну написать книгу об ее удивительном муже и его отце.
4. Жозеф Дезире Корт, «Женщина, лежащая на диване», 1829 г.
Среди огромного количества батальных полотен и помпезных парадных портретов, написанных Кортом, это полотно выделяется милой камерностью. Для картины позировала его жена -- но вложил он в нее мечту сердца своего об уюте, тишине и покое. И получился у него «домашний ангел на отдыхе».
5. Мари-Элизабет Луиза Виже-Лебрен, «Автопортрет в соломенной шляпе», 1782 г.
Художница Луиза Виже открыла свой салон в пятнадцать лет. От заказов у нее не было отбоя. Ей покровительствовали самые влиятельные и богатые дамы Парижа. В девятнадцать лет Луиза стала придворной художницей королевы Марии-Антуанетты, а потом вышла замуж за художника Жана Батиста Пьера Лебрена. Тот быстро оценил талант жены, прекратил писать картины сам и взялся за ее продвижение как менеджер и импресарио. Художница путешествовала по столицам Европы, жила при дворах и писала портреты графов, принцесс, королей и императоров. Она умела и свое достоинство не уронить, и величие заказчика подчеркнуть. Разумеется, при этом нужно обладать ангельским терпением. В своем образе на полотне Луиза подчеркнула не только собственную привлекательность, но и проницательность, чувство юмора и душевную силу, которые позволили ей пройти без потерь через все революции века.
6. Франц К. Винтерхалтер, «Императрица Елизавета Австрийская», 1864 г.
Дамы ждали полтора-два года, чтобы заказать у Винтерхалтера свой портрет. Коронованным особам он шел навстречу, но даже они попадали к нему на сеанс через пять-шесть месяцев. Императрицу Сисси (домашнее имя Елизаветы Австрийской) он писал несколько раз. Сисси отличалась кротким нравом и удивительной красотой: ее волосы ниспадали до колен, глаза сияли как звезды. Она вышла замуж за императора Франца-Иосифа по любви, народ ее боготворил, но жизнь императрицы сложилась печально. Ее сын и наследник престола Рудольф покончил с собой вместе с любовницей в селении Майерлинг. Саму Сисси убил террорист-маньяк заточенным напильником во время прогулки только потому, что хотел «войти в историю». После ее похорон император несколько месяцев не мог ни с кем говорить... Быть настоящим ангелом и жить счастливо -- разные вещи.
7. Крис Льюис, «Больше, чем просто взгляд», 2011 г.
Этот очень модный художник живет в Лос-Анджелесе. У него шесть братьев и сестра. Его отец, большой любитель искусства, открыл ему живопись, мать -- латышка, эмигрантка из Латвии -- привила вкус к той самой сдержанной балтийской красоте, которой отличаются все героини его полотен, а писать он предпочитает одиноких, гордых и никак не самодостаточных женщин.
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"