В наше время ничего не продает только ленивый. Монополия - вещь редкая, и в основном, государственная. От товаров ломятся не только реальные магазинные полки, но и виртуальные. Добавляет свою копеечку рынок услуг. Хотите проверить? Вбейте в поисковик “купить что-угодно” и на любой товар или услугу получите тысячи и миллионы результатов. Как же бедному поисковику определиться, какой сайт выводить в ТОП? Ведь хорошо технически сделанных сайтов тоже не так уж мало. Понять, какой ресурс лучше отвечает требованиям пользователя помогают коммерческие факторы ранжирования. Именно они влияют на принятие человеком решения о совершении целевого действия, то есть о покупке, оформлении заявки, записи, регистрации и т. д. Рассмотрим всевозможные коммерческие факторы ранжирования, чтобы понять, как надо и как не надо делать. Для российских ресурсов актуальнее продвижение в Яндексе.
Общие коммерческие факторы
Почему общие? При аудите обязательно нужно учитывать, какой конкретно бизнес продвигается, потому что то, что необходимо для специфики одного сайта, для другого совсем не обязательно или даже не желательно. А вот общие рекомендации актуальны для любого бизнеса, и, используя их, вы сможете значительно улучшить коммерческие факторы ранжирования. Не забывайте подглядывать у конкурентов.
Совсем не обязательно “слизывать” у них сайт, а вот избежать ошибок на чужом примере, и взять на вооружение удачные идеи - будет нелишним.
Контакты организации
Контактная информация вызывает доверие у покупателя. Где вы скорее сделаете приобретение - на площадке с реальными адресами, явками и паролями, или на сайте ООО “Рога и копыта”, которое находится где-то в мире? Вот какие именно пункты должны убеждать покупателя в вашей надежности:
- Разнообразные способы связи. Как минимум, это телефон, e-mail, мессенджеры и соцсети. Вы никогда не знаете, как именно клиенту будет удобнее с вами связаться, поэтому чем больше способов это сделать - тем лучше.
- Адреса и схемы проезда с Яндекс.Карт или Google Maps. Карты добавляйте на сайт, а не делайте скриншоты с них. Человек может быть из другого города/недавно переехать/просто плохо ориентироваться в этом районе, и у него должна быть возможность поскроллить, приблизить или удалить адрес. Позаботьтесь о клиенте - напишите, на каком транспорте до вас удобнее добраться, где ближайшая остановка. Если рядом с вашим зданием сложно припарковаться, то укажите, где водитель может оставить машину. Если у вашей компании несколько офисов или филиалов, то информация из первых двух пунктов должна быть для каждого из них. Это можно реализовать в разных вкладках.
- Фото сотрудников, их сертификаты. Это размещается, чтобы убедить посетителя во-первых, в вашей реальности, во-вторых, в вашей квалификации.
- Возраст компании. Организации, в отличие от женщины, возраст скрывать не нужно, и даже вредно. Даже если компания молода и свежа - не прячьте его, это подозрительно. Указать, сколько лет вы работаете можно несколькими способами: добавить в описание “О компании”, указать в подвале или шапке сайта.
- Банковские реквизиты и способы оплаты. Размещайте их полностью, можете добавить pdf-файл для удобства скачивания. Укажите возможность оплаты, если она есть, через Яндекс.Деньги, PayPal и другие платежные системы.
Способы связи
Отдельно пройдемся по способам связи. Ведь несмотря на всю очевидность необходимости простоты связи, на некоторых сайтах требуется быть Шерлоком Холмсом, чтобы отыскать номер телефона.
Рассмотрим прямо по пунктам, как должны выглядеть контакты компании?
- Несколько номеров телефонов, или многоканальная телефония. Клиент не должен слышать в трубке короткие гудки. Не забудьте указать время работы, чтобы потенциальный покупатель не звонил понапрасну в 10 вечера.
- Если филиалы раскиданы по разным регионам - в идеале иметь единую бесплатную линию (те самые 8-800..).
- Для мессенджеров указывайте полностью номер телефона, а не просто иконку со ссылкой.
- Соцсети лучше указывать только в том случае, если они “живые”. Когда в группе в ВК последняя запись на стене датируется 2015 годом - это вводит клиента в заблуждение, и заставляет задуматься, действует ли вообще ваша организация до сих пор?.
Но вообще соцсети лучше вести и добавлять на сайт - будет вам отдельный плюсик от поисковиков.
- Возможность заказа обратного звонка. Не все хотят звонить сами, и для таких людей как раз нужна эта функция. Кнопка для заказа должна быть большой и заметной, лучше в шапке слева (люди просматривают сайт слева-направо сверху-вниз). Цените время клиента, не заставляйте его заполнять сто полей, достаточно одного номера. Узнать, как к нему обращаться, из какого он города и т.д. вы сможете в личной беседе. Совсем лишнее в этой форме запрашивать e-mail и разрешение на рассылку. Но самое главное - этот обратный звонок совершить! Даже если заказ сделан в нерабочее время оператора, уведомите клиента, что с ним свяжутся на следующий день.
- Онлайн-форма на сайте. Некоторые люди хотят уточнить подробности перед заказом или покупкой, чат со специалистом - самая быстрый способ это сделать. Сейчас для того, чтобы его открыть даже необязательно переходить на сайт.
Как удержать покупателя?
Несмотря на то, что многие не любят в магазинах навязчивое внимание консультанта, он всегда должен быть где-то в фоне, чтобы клиент мог задать ему вопрос, когда будет готов. В интернете абсолютно также. Если у потенциального покупателя возникают вопросы, он должен иметь возможность получить на них ответы, причем чем быстрее - тем лучше. Это можно реализовать следующим образом:
- Уже упомянутый выше онлайн-консультант. Фото лучше ставить реальное, а не из фотобанка - одинаковые “сотрудники” на разных сайтах раздражают. Окно должно выводиться в рабочее время, чтобы клиент не писал в пустоту.
- Телефон клиентской поддержки, где покупатель может задать вопросы после сделки - это повышает его лояльность.
- Раздел FAQ. Ответы на самые популярные вопросы можно разместить здесь, чтобы закрыть их большее число. Не забудьте добавить в конце руководство, что делать человеку, если ответа именно на его вопрос раздел не содержит.
- Быстрая реакция на создание заказа. Оставишь иногда так заказ, и думаешь - “А принял ли кто его? Где искать концы?” Обязательно держите клиента в курсе. Перезванивайте, отправляйте СМС, сообщения в мессенджеры, сообщайте, на какой стадии заказ, и что с ним происходит - принят, собирается, передан в транспортную компанию.
Как должна выглядеть карточка товара и сам каталог?
Между магазином с прилавком и продавцом и супермаркетом мы выберем последний.
Выбор этот обусловлен тем, что нам не надо вглядываться в ценник, нацарапанный фломастером, разглядывать витрину за спиной продавщицы, мы видим цены, акции, можем взять в руки товар, покрутить его, пощупать, прочитать состав. В вашем интернет-магазине можно сделать все то же самое, и даже больше:
1. Грамотно структурированный каталог. В понятной навигации легко ориентироваться, особенно, когда товаров и услуг много. Это бесценно для посетителя. Обязательно вынесите все акции и скидки в соответствующий раздел, например “Распродажа”.
2. Разнообразие товаров. Конечно, не всегда возможно его обеспечить, но широкий товарный ряд косвенно указывает на то, что именно тут пользователь сможет найти то, что ему нужно.
3. Подробное описание товара/услуги. Посетитель должен максимально получить ответы на вопросы, иначе велика вероятность, что он пойдет их искать в другое место.
4. Фото товара. Добавляйте, как минимум, фото со всех сторон, как максимум - возможность виртуально “покрутить” товар в руках, посмотреть видео с ним. Оно дополнительно задержит посетителя на сайте, улучшая поведенческие факторы.
5. Цена. Она должна быть обязательно! Не нужно делать из стоимости тайну мадридского двора. Если невозможно сказать конечную сумму, например, в случае укладки плитки, указывайте цену за квадратный метр и добавляйте калькулятор с выведенной итоговой стоимостью. Если с определением совсем все сложно - укажите стоимость от минимальной суммы, чтобы клиент понимал хотя бы порядок цен. Помните, редкий покупатель будет искать телефон, перезванивать, чтобы узнать сколько стоит интересующая его позиция. А если их несколько? Проще уйти в другое место. С ценами. Если на товар есть скидка - не забудьте сыграть на человеческой жадности - укажите старые цифры и новые.
6. Данные о наличии товара. Естественно, клиент должен видеть, если его нет в наличии. Но что еще можно сделать? Вы можете показать, сколько таких товаров осталось на складе, когда его заказывали последний раз и в каком городе. Если позиция отсутствует, у клиента должна быть возможность добавить ее в избранное и получить сообщение, когда она появится на складе.
7. Информация о доставке. Расскажите клиенту, сколько будет к нему ехать заказ, какие есть варианты доставки, какова ее стоимость.
8. Сопутствующие товары. Предлагайте клиенту то, что может ему еще понадобиться, даже если он об этом сам не знает. Например, если он смотрит карточку удочки, выведите внизу блок “С этим товаром часто покупают”, в котором будет походный стул, садок для рыбы, катушка, ботфорты и надувная лодка.
9. Отзывы. Они решают сразу два вопроса. Во-первых, потенциальный покупатель может убедиться в качестве товара, во-вторых, он может найти ответы на свои вопросы. Например, не маломерит ли вещь, не линяет ли при стирке и т. д.
10. Возможность сравнить товары/услуги. Добавляйте возможность сравнить товары из одной категории, например, возвращаясь к примеру выше, две удочки или две катушки.
11. Рейтинг товара. Добавьте звезды и возможность сортировки по популярности. Человек видит, что товар нравится другим людям, значит тем выше вероятность, что он понравится ему самому.
Оплата
Возможность быстро оплатить и получить товар не менее важна, чем возможность быстро его найти. Задача сайта - обеспечить посетителю все вместе взятое. Как это реализовать максимально удобно?
- Оплата онлайн. Многие покупатели не любят быть должными, и предпочитают сразу оплатить заказ. Чтобы не терять таких клиентов - сделайте возможность онлайн оплаты.
- Разные способы оплаты. Как и с разными способами связи, люди ценят разные возможности оплаты: наличные, кредитки, электронные кошельки. И сайт должен им в этом помочь. Помимо разных способов оплаты добавьте подробную инструкцию, как именно сделать платеж удобным для покупателя способом.
- Отсутствие регистрации при покупке. Заполнение разных форм раздражает, а чем меньше препятствий на пути к совершению заказа - тем больше вероятность удачной сделки. Будет достаточно запрашивать адрес электронной почты, на который сгенерируется аккаунт, и номер телефона, чтобы перезвонить клиенту.
- Возможность покупки в кредит. Если вы работаете с банками-партнерами, которые позволяют сделать покупку с помощью заемных средств, то это будет дополнительный плюс для вашего интернет-магазина. Даже если у клиента нет средств, он сможет купить нужный ему товар у вас, не обращаясь на другой сайт.
Доставка
Товар надо не только купить, но и привезти покупателю. Как можно поднять уровень удобства клиента?
- Стоимость доставки. Чем она ниже, тем привлекательнее. Если она бесплатна - не забудьте также это указать.
- Доставка в регионы. С этим тоже все понятно - чем шире география, тем больше потенциальных клиентов.
- Скорость доставки. Многие клиенты ищут товар на ближайшие даты, поэтому дорог каждый день.
- Широкая сеть магазинов или пунктов самовывоза даст вам конкурентное преимущество. Покупателю неудобно ехать за заказом на другой конец города, поэтому, чем больше будет точек выдачи, тем лучше и для клиента, и для вас.
- Чтобы улучшить поведенческие факторы, добавьте на площадку калькулятор доставки.
Маркетинговые приемы
Скидки, бонусы, розыгрыши - люди любят подарки! Применяйте инструменты маркетинга для привлечения покупателей, и они это оценят.
- Регулярно устраивайте акции и спецпредложения, в том числе и для постоянных клиентов. Условия при этом должны быть понятными и простыми.
- Все используют распродажи, поэтому они должны быть и у вас. Можете устраивать сезонные распродажи, распродажу остатков. Добавьте различные “плюшки” - купоны, промо-коды и т. д.
Держите в порядке раздел распродаж. Следите, чтобы он содержал актуальную информацию.
Что должен содержать раздел “О компании”?
Эта часть сайта просто супер важна! Вы должны вызвать у посетителя доверие. Не бойтесь писать с юмором - люди это любят. Поделитесь, как была создана компания, как она развивалась. Расскажите о сотрудниках, хотя бы о ключевых - директорах, их заместителях, начальниках отделов. Покажите сертификаты, свидетельства, достижения и компании в целом, и отдельных сотрудников. Обязательно раскройте вашу миссию, какие у вас ценности?
Сделайте раздел с вакансиями, к которому прикрутите форму для резюме. Даже если сотрудник не требуется прямо сейчас, у вас будет необходимая информация о соискателях, когда он потребуется.
Важная часть - фото офиса. Можете добавлять снимки не только снаружи и изнутри офиса, но и фотографии с совместных мероприятий, корпоративов и т.п.
Навигация по сайту
Если на сайте неграмотная навигация, посетитель не сможет найти нужный товар, а может быть и не захочет разбираться в дебрях ваших страниц.
При разработке структуры важны такие факторы, как:
- Для посетителя оптимальное количество кликов на сайте - не более трех. Если переходов требуется больше - большое количество посетителей уйдет, не найдя нужного.
- На площадке должны быть только нужные разделы. Чем проще и понятнее навигация, тем легче найти искомое.
- У посетителя должна быть возможность быстро отыскать необходимый товар или услугу. В этом поможет поиск по сайту, разные сортировки и фильтры.
- Реклама других ресурсов может значительно понизить позиции вашего сайта в выдаче. Ее можно использовать на информационных ресурсах, но не на продающих.
Дополнительная оптимизация
Проводя аудит продающего сайта, не забудьте о технической оптимизации.
Проанализируйте поведенческие факторы - они косвенно могут подсказать, что необходимо улучшить, удобен ли сайт для посетителей.
Во всем этом можно разобраться самостоятельно, но вы значительно сэкономите время, а скорее всего - и деньги, если закажете комплексный аудит продающего сайта в компании Dial.