Найти тему

"Замкнутый круг" (Circuito chiuso), или "Люди ежеминутно убивают себя с помощью своих же творений"

Обычный день, обычный кинотеатр, обычный фильм из разряда спагетти-вестернов... Ковбой, много лет жаждущий мести, наводит револьвер на обидчика. Раздается выстрел и... тут же раздается крик в зале. Один из зрителей мертв: пуля попала ему в сердце.

Полиция начинает расследование, которое поначалу кажется плевым делом. Ведь кинотеатр был закрыт, значит убийца здесь, среди зрителей или служащих. Но... ни зацепок, ни мотива, ни оружия. Ничего. Убитый оказывается самым обыкновенным чиновником, приличным тихим человеком, у которого была одна слабость: он обожал кино. Остальные зрители тоже отнюдь не убийцы. Это пара любовников, которые решили провести время вот таким образом и теперь боящиеся, как бы их супруги не узнали, с кем были их благоверные, мелкие продавцов наркотиков, бойкая пожилая дама, дети и пр. Люди, как люди.

-2

Попав в тупик, полиция решает провести следственный эксперимент. Зрители рассаживаются на свои места, киномеханик заправляет пленку, начинается фильм...

Социолог (Ф. Буччи).
Социолог (Ф. Буччи).

Джулиано Монтальди, режиссер "Замкнутого круга", - режиссер серьезный Он снимал фильмы о рабочем движении ("Саакко и Ванцетти"), о преследовании евреев и геев в фашистской Италии ("Очки в золотой оправе"), о движении Сопротивления ("Аньезе идет на смерть"), о действиях фашистах в Эфиопии ("Время убивать"). Почему же он взялся за, казалось бы, чисто полицейский фильм?

Мститель из фильма (Д.Джемма).
Мститель из фильма (Д.Джемма).

Потому, что полицейский он - только по форме. По сути же это размышление о том, что такое кинематограф, какую роль играет кино в нашей жизни и чем оно может быть опасно. Если смотреть на эту ленту как на детектив, то может показаться, что конец ее очень странен. Но, если представить, что это своеобразное искусствоведческое эссе, то все встает на свои места. Мы создаем фильмы своими руками, это - наше творение. Но это творение влияет на нас, на наши души. Во многих случаях мы действуем, подражая героям кинематографа, мы во многом зависим от него. Может быть, стоит остановиться и подумать, ЧТО мы должны снимать, что пропагандировать с экрана? Ибо, как утверждает социолог, пришедший не смотреть фильм, но наблюдать за реакцией зрителей на него, "Люди ежеминутно убивают себя с помощью своих же творений. В мире появилось много вещей, для которых мы одновременно и хозяева и рабы". Интересно, что сказано это было почти 40 лет назад, когда ни смартфонов, ни интернета, ни "умного дома" еще и в помине не было.

Не то, чтобы это был шедевр мирового кинематографа, вовсе нет. Фильм достаточно средний. Но - небезынтересный именно тем, что статьи о искусстве кино мало кто будет читать, а тут в фильме отражены многие умные мысли о влиянии фильмов на зрителей, путь и в аллегорической форме.