Найти тему
Ключевский

Как Париж стал столицей мира

Оглавление

Урбанизм и политика во времена императора Наполеона III и барона Османа

Ключевым временем в истории Парижа были 1853-1870 года, когда префектом Сены был барон Жорж Осман. Он начал осуществлять свой грандиозный проект перестройки Парижа. В то время Париж был, по сравнению с Лондоном или Берлином, достаточно маленьким городом. Окраины, вроде Монмартра, были присоединены только в 1860 году. Поэтому столица Франции была не только относительно маленькой, но и одной из самых плотно заселенных. Плотность населения острова Сите и центральных районов правого берега Сены была в три раза выше, чем сейчас. В 1851 году в городе жило 1,5 млн человек. Через десять лет, за счет присоединения окраин и роста населения эта цифра выросла до 1,6 млн. В 1872 году уже 1,8 млн. К концу века население Парижа составляло 2,5 млн. С взрывным ростом населения была связана вторая проблема - антисанитария и большая смертность. В Париж прибывали преимущественно люди, которые были беднее, чем те, которые там уже жили.

Три задачи

Османа ненавидели и называли альзасским Аттилой. Наполеон III приказал ему строить большие бульвары. Он был таким технократом, который хорошо выполнил свою работу. Было три задачи:

  1. дать Парижу больше света и воздуха,
  2. освободить дорогу потоку капитала,
  3. не дать строить баррикады

Бедняков - вон

Для левого берега (более аристократического) актуальнее были вопросы урбанизма, а для правого берега актуальнее была задача противодействовать революции. Большинство жителей Парижа не владело квартирами, а арендовало их. Бедняки безжалостно вытеснялись из центра перестройками и сносом целых кварталов. Они переселялись на пространство между окраиной города и городской стеной, где в то время почти не было построек. Так появились захолустные районы, вроде Белльвилля и Монмартра.

Бульвары - в центр

До Османа бульвары строили и в других городах, но они обычно располагались на окраинах города, часто на месте старых городских стен. В Париже решено было прокладывать бульвары прямо по центру города, не считаясь ни с чем. Бульвары прокладывались в соответствии с «империализмом прямой линии», как это называет историк Джон Мерримен. Например, от Сены до того места, где строили Оперу, провели по линейке линию, которая стала бульваром Опера. На бульварах строили большие магазины, вроде галереи Лафайет или магазинов Лувра. Эти магазины убивали локальную торговлю и услуги, но они давали работу, как и само строительство бульваров. Опера была самым дорогим зданием, которое было построено в Париже к тому моменту. Другой важной постройкой того времени было здание рынка Ле Аль.

Осман хотел «рассечь» рабочие кварталы и обеспечить быстрый подход войск из пригородов в случае экстренной ситуации.

-2

Имена улиц - победы

Мостам и улицам давали имена, связанные с победами в Крымской войне и войне с австрийцами в 1859 году. В 1855 году в городе прошла Всемирная выставка, которая была ответом на лондонскую выставку 1851 года. Этим подчеркивалось, что Париж претендует на роль мировой столицы. Историк Ален Плесси (Alain Plessis) показывал, что политика благоустройства Парижа была частью общей внутренней политики Наполеона III, направленной на модернизацию, успокоение и величие Франции.