В 20-30-х гг. в Советском Союзе получила развитие идея применения планеров для осуществления десантно-транспортных операций.
Отсутствие в нужном количестве мощных авиадвигателей с одной стороны, и большой опыт создания многоместных планеров с другой стороны, делали очень заманчивой идею их военного применения. Успехи СССР в этом деле и правда были значительными: большинство мировых рекордов для малых планеров в 30-е годы принадлежали советским пилотам, да и многоместные модели уже не только летали, но и находились в серийном производстве.
ОКБ-28, руководимому В.К. Грибовским, было выдано задание на создание транспортного планера способного перевозить 11 солдат с полным вооружением. К тому времени коллектив Грибовского создал ряд успешных конструкций планеров и самолетов, так что выдача этого поручения была вполне оправданным шагом. Подобные задания получили и другие конструкторские бюро. Советское руководство предполагало массовое применение планеров, причем десантники должны были высаживаться из них не только посадочным способом, но и путем парашютного десантирования в воздухе.
Планер Грибовского получил шифр Г-29, по числу созданных ОКБ-28 конструкций, однако позже был заменен на Г-11, по количеству перевозимых бойцов. Иногда применялись обозначения Гр-11 и Гр-29. Первые чертежи планера передали в цех уже 11 июля. А 2 августа опытный образец Г-11 в основном был построен. 1 сентября 1941 года провели первые подлеты, а спустя пару недель последовало решение о передачи планера для серийного производства на два деревообделочных предприятия в г. Шумерля (завод № 471) и п. Козловка (завод № 494). Оба завода находились в Чувашской АССР.
Конструкция
Крыло состояло из трех частей — центроплана и двух консолей. Профиль крыла P-II. Центроплан — двухлонжеронный, с фанерной обшивкой, крепился к фюзеляжу на четырех узлах: два узла крепления переднего лонжерона центроплана — к 9-му и 10-му шпангоутам фюзеляжа и два узла крепления заднего лонжерона центроплана — к 11-му и 12-му шпангоутам фюзеляжа.
Консоли трапециевидной формы с сужением 1 к 2,5. Во второй, серийной модификации планера консолям крыла придавалась стреловидность по передней кромке так, что задняя кромка консоли составляла прямую пинию с центропланом при виде сверху.
Конструкция консолей однолонжеронная, с косым лонжероном. Каждая консоль крепится к центроплану двумя узлами. Обшивка консолей до первого лонжерона фанерная, далее — полотняная. Место стыковки каждой консоли с центропланом было закрыто тонкой дюралюминиевой щелевой лентой. На центроплане и на внутренней стороне каждой консоли размещались посадочные щитки, отклоняющиеся на 60°.
Элероны типа «Фрайз». Каждый разделен по размаху на две части. Там, где они соединялись, размещался кронштейн подвески, а снизу располагался кабанчкк, к которому крепилась тяга К элерону от проводки управления. Элероны однолонжеронные, обшивка до лонжерона фанерная, остальная часть обшита полотном. На каждом элероне снизу были укреплены на фигурных кронштейнах весовые балансиры для предотвращения самоколебаний элеронов в полете.
Хвостовая часть центроплана стыковалась с верхним гаргротом фюзеляжа с помощью небольших «зализов», выколоченных из листового дюралюминия и укрепленных на шурупах. Снизу левой плоскости центроплана на кронштейне размещалась фара, закрытая обтекателем. По концам крыла располагались аэронавигациионные огни (AHO): слева — зеленый, справа — красный.
Фюзеляж обычной шпангоутно-стрингерной конструкции с работающей фанерной обшивкой. Сечение фюзеляжа за крылом прямоугольное, с закругленными углами; перед крылом — в нижней части килеватое. Фюзеляж набран из 26 шпангоутов, соединенных мощными продольными лонжеронами. В месте крепления центроплана и стоек шасси шпангоуты усиленной конструкции. Обшивка фюзеляжа подкреплена раскосами и стрингерами, идущими поверку и понизу. В носовой части, снизу фюзеляжа, имелось усиление, заканчивающееся посадочной лыжей коробчатого сечения. Кабина пилота ничем не отделялась от кабины для бойцов.
ЛТХ:
Модификация: Г-11
Размах крыла, м: 18,00
Длина, м: 10,84
Высота, м
Площадь крыла, м: 30,00
Масса, кг
-пустого снаряженного: 960
-максимальная взлетная: 1660
Максимальная скорость, км/ч: 220
Полезная нагрузка: 11 десантников.