Найти тему

Ледокол "Ленин"- первый атомный!

Ледокол "Ленин" на Неве
Ледокол "Ленин" на Неве

Сейчас Россия имеет самый крупный в мире ледокольный флот. Кроме того, наша страна является единственным в мире обладателем атомных ледоколов.

Начало

Первый в мире атомный ледокол « Ленин» был построен в СССР в 1956–1959 гг. Его создание стало эпохальным событием в области мирного использования атомной энергии. В послевоенные годы Советский Союз стал активно развивать в Арктике новые объекты промышленности и добычи полезных ископаемых: Норильск, Печорский угольный бассейн, газовые месторождения Таймыра, Чукотка и др. Для вывоза сырья и обеспечения всем необходимым заполярных городов и поселков нужно было резко поднять грузооборот Северного морского пути, продлить навигационный период, обеспечить проводку большегрузных судов. Чтобы решить все эти задачи, нужны были мощные ледоколы. И вот 25 августа 1956 г. на Ленинградском судостроительном заводе имени А. Марти (ныне входит в Адмиралтейское объединение) был заложен новый атомоход. В его строительстве участвовали более 500 предприятий страны, около 30 научно-исследовательских институтов, 60 конструкторских бюро. Главная энергетическая установка ледокола «Ленин» включала в себя три ядерных реактора ОК-150 водяного типа (при последующей модернизации их заменили на два ОК-900). Особенность реакторов заключалась в том, что в качестве замедлителя нейтронов в них применялся не графит (как на первой советской атомной электростанции в Обнинске), а дистиллированная вода, которая нагревалась в реакторе до температуры, превышающей 300°, но не закипала, так как находилась под давлением 100 атмосфер. Создателям атомохода удалось решить одну из сложных задач – обеспечение радиационной безопасности. Уровень допустимых в те годы излучений при проектировании снизили в 10 раз. Впоследствии этот уровень оказался соответствующим нормам, принятым сегодня во всем мире.

5 декабря 1957 г. судно спустили на воду. Осенью 1959 года ледокол прошел ходовые испытания в Финском заливе. Закончив испытания, «Ленин» 29 апреля 1960 г. в сопровождении ледокола «Капитан Воронин» вышел на север, в порт приписки Мурманск, куда прибыл 6 мая этого же года. С 29 мая по 17 июня проходили ледовые испытания судна. Первая арктическая навигация ледокола «Ленин» длилась с 18 августа по 4 октября 1960 г. Было сделано 19 проводок и проведено 92 судна. Атомоход прошел 4625,5 мили, из них 4086,8 мили во льдах (а всего, включая период испытаний, – 10 008 миль, из них 7327 во льдах).

Авария на реакторе Летом 1966 года экипаж готовился к навигации. Но при вводе установки в работу была обнаружена течь первого реактора: потеряла герметичность «рубашка» из нержавеющей стали, которая защищала от коррозии силовой корпус реактора со стороны первого контура. Было принято решение о замене трехреакторной установки ОК-150 более мощной и совершенной двухреакторной установкой ОК-900. Ее разработка началась в 1966 году, и предназначалась она для второго поколения атомных ледоколов. Уникальный комплекс работ по замене «сердца» атомохода был проведен на машиностроительном предприятии «Звездочка» в Северодвинске. Одной из причин, по которой к этим работам не стали привлекать завод-строитель, стало нежелание «будоражить» общественность Скандинавских стран, беспокоившуюся о возможном радиационном загрязнении Балтики. Впрочем, за все годы эксплуатации атомохода «Ленин» каких-либо проблем с радиационной безопасностью судна не возникло. Это подтверждают не только отечественные, но и зарубежные эксперты. Перед монтажом нового реакторного отсека необходимо было извлечь установленный ранее. В сентябре 1967 г. ледокол привели в мелководный залив Цивольки на Новой Земле, заложили тротиловые заряды по периметру и под днищем отсека. По воспоминаниям очевидцев, от взрыва «Ленин» лишь подпрыгнул из воды на полметра с небольшим, и загерметизированный реактор отправился на дно, где и находится сейчас в законсервированном виде. Работы по замене отсека спешили выполнить к весне 1970 года, к 100-летнему юбилею В. И. Ульянова (Ленина). Заводу предстояло сформировать 220 новых помещений (из 678 имеющихся на ледоколе), проложить 200 км электрокабеля, 50 км труб разных диаметров. В 1969 году общее количество работающих на судне превышало 1000 человек в сутки.

Путь длиною в 654400 миль

19 мая 1970 года обновленный ледокол покинул заводской причал для проведения ходовых испытаний, которые завершились успешно, и «Ленин» приступил к работе в Арктике. Увеличились сроки арктических навигаций атомохода «Ленин». В 1976 году он провел во льдах 11 месяцев. В 1977–1978 годах рейс длился уже 13 месяцев, за которые было пройдено более 54 000 миль и проведено 216 судов. В 1989 году атомоход «Ленин» совершил свой последний рейс в Арктику. Всего за 30 лет работы атомный ледокол «Ленин» провел во льдах 3740 судов и прошел 654 400 миль, что в три с лишним раза превышает расстояние от Земли до Луны и более чем в 30 раз превосходит длину окружности Земли по экватору.

Новейшая история

Идея сохранения атомного ледокола «Ленин» в качестве музея возникла сразу же после завершения эксплуатации судна. 5 мая 2009 г. ледокол был приведен к морскому вокзалу города Мурманска, и началась работа по его преобразованию в современный выставочный центр. Музей открылся в декабре того же года, в день 50-летия атомного ледокола «Ленин». Атомоход «Ленин» стал «визитной карточкой» Мурманска и одним из самых посещаемых туристических объектов Кольского Севера.

Еще больше информации об атомоходе «Ленин» и его истории Вы узнаете в книге издательства «Паулсен».

издательство "Паулсен"
издательство "Паулсен"

Вам понравилась статья? Будем рады вашим лайкам:)

Ледоколы
7779 интересуются