Найти тему
BABUSHKAS

🔥Режиссерская тайна: фильм "Заводной апельсин"

На примере фильма"Заводной апельсин" раскроем тайны американского и британского кинорежиссера, сценариста, кинопродюсера, монтажёра, кинооператора Стэнли Кубрика.

Девиз фильма: подавляя инстинкты, Вы уродуете и уничтожаете наш Мир?

Жанр фильма: драма, научная фантастика, триллер, черная комедия.

Актерский состав:

Малкольм Макдауэлл, фильмы: «Калигула», «Цареубийца», «Книга Илая», «Меч короля Артура», «Ветер с Востока», и др. в роли садиста, руководителя банды Алекса.

Данный фильм является игрой одного актера, Мальком Макдауэлл справился на оценку «отлично», по его собственному мнению он снимался в черной комедии, хотя на практике оказалось, что лишь спустя 40 лет зрители стали смеяться, но в 70-х даже уходили с просмотра.

Сюжет фильма прост. Юный садист и главарь банды подростков Алекс «гастролируют» по ночному Лондону, сексуально насилуя и избивая «слабых» людей. В порыве страсти Алекс однажды убивает женщину (одинокую Кошатницу). Алекса осуждают. В тюрьме Алекс со своего согласия подвергается психологической терапии направленной на избавления от сексуальных желаний и насилия. Постепенно Алекс становится «овощем» и тюремный святой отец говорит – «Если человек не может сделать свой собственный нравственный выбор, он перестаёт быть человеком!». В последующем его ждет суровая судьба на свободе. Алекс не может даже постоять за себя, не говоря уже и о других делах, в результате он попадает в больницу, где чуткая медсестра возвращает его к жизни, через сексуальное желание. Алекс снова чувствует «вкус жизни». Конец фильма.

Стэнли отождествил своего героя Алекса с организмом участвующим в естественном отборе. В каждом человеке заложены инстинкты для участия в процессе естественного отбора организмов, но когда человек находится в правовом поле государства, он не проявляет эти инстинкты. Именно по этому, многие кинокритики до сих пор спорят, к какому жанру относится фильм «Заводной апельсин», так как теория естественного отбора стирает границы человеческого искусства, а Стэнли Кубрик деликатно объединил в единое целое существование человека (искусство) и естественный отбор.

Зритель при просмотре фильма испытывает различные чувства, но основные это изначальная ненависть к Алексу, а потом глубокое сожаление Алексу, причем как у мужской так и у женской аудитории, даже в большей степени у женской.

Режиссура и сценаристка Стэнли Кубрика укладывается в теорию Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора» - естественный отбор. Тема естественного отбора «конкуренции и борьбы среди людей» является его основным лейтмотивом и присутствует почти во всех его художественных фильмах, а именно:

в фильме «Страх и вожделение», американские военнослужащие попавшие на территорию врага, испытали и применили первобытные инстинкты для того что бы выжить;

в фильме «Поцелуй убийцы», главный герой боксер Дэйви заступился за танцовщицу Глорию когда на неё напал её работодатель и любовник Винсент, в результате началась «средневековая» борьба за девушку. Глория осталась с победителем;

в фильме «Убийство», показан пессимистичный до цинизма взгляд на мир, где главными героями по сути, движут их инстинкты;

в фильме «Тропы славы», французское командование во время первой мировой войны для наведения порядка в одной из воинской части устраивает «первобытно-общинный суд» над военнослужащими у которых нет вариантов быть оправданными;

в фильме «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу», показано как современное общество при помощи ядерного оружия может быстро скатиться до первобытного общества;

в фильме «Космическая одиссея 2001 года», созданный человеком искусственный интеллект начинает борьбу против людей, что бы выжить и выполнить задачу;

в фильме «Барри Линдон», главный герой Барри не имея ничего кроме своей амбициозности вышел за пределы социальных ограничений того времени, где им управляли инстинкты, а механизмы функционирования системы высшего дворянства Великобритании остались за пределами его понимания. Сам "суверен" не может принадлежать к Пэрству — «источник достоинства не может получить достоинство от себя»;

в фильме «Синяние», главные герои заперты в горном отеле, со временем у главы семейства проснулся инстинкт убийства и жена и сын начинают борьбу за своё выживание;

в фильме «Цельнометаллическая оболочка», показана жизнедеятельность американских военных до отправки на Вьетнамскую войну и на войне, где раскрывается целый букет первобытных инстинктов, для того что бы просто остаться в живых;

в фильме «С широко закрытыми глазами», у главного героя доктора Уильяма Харфорда, его неосознанные инстинктивные сексуальные желания спутались с реальностью.

Особую брутальность фильму придает музыка композитора Уолтера Карлоса, который создал электронные версии «Девятой симфонии» Людвига Ван Бетховена. Данная симфония олицетворяет свободу, а в фильме пробуждает у Алекса инстинкты. Символично то, что фильм снят в 1971 году, а в 1972 году Совет Европы объявил четвертую часть симфонии своим гимном, который в настоящее время использует Евросоюз и гимн является в наше время символом Европы. Режиссер тем самым предугадал на 100% инстинктивные желания европейцев, не зря многие европейские страны запретили к показу данное произведение.

Одежда героев, олицетворяет настоящие организмы, которые участвуют в естественном отборе среди людей, а массивные гульфики на мужских достоинствах которые были в европейской моде во времена средневековья, возвышают их в ранг высшего сословия, которое дает им право на «средневековой беспредел».

Самый яркий эпизод фильма: где заключенный Алекс не может вступить в половой контакт с подопытной ассистенткой и тюремный святой отец говорит – «Если человек не может сделать свой собственный нравственный выбор, он перестаёт быть человеком!».

Однотипные действия разных актеров в разных эпизодах: в данной картине не просматриваются.

Идея фильма вечна, так как естественный отбор существовал сначала появления жизни на Земле и будет существовать пока не погибнет вся планета Земля.

Вывод: Стэнли Кубрик являлся величайшим режиссером второй половины XX века, его идеи экранизации естественного отбора «борьбы среди людей» актуальны и в наши дни, так как конкуренция в человеческой среде происходит ежедневно и во всех сферах. Если в Мире перестанет существовать борьба и конкуренция движимая различными инстинктами, наш мир будет изуродован и очень быстро погибнет.

С уважением,

Дмитрий Иванов©