Продолжаем рубрику гостевых статей. Сегодня опытом делится ex-директор компании музыкального продакшена "ПАПА Music" Андрей Шестаков. Андрей имеет успешный опыт в работе по привлечению инвестиций для музыкальных проектов и ведению промокампаний для артистов. Среди клиентов компании: Александр Ревва, группа "Бумбокс", Андрей Гризли, Вахтанг, Витас.
Цель привлечения
Всем привет! Приступим к разбору вопроса - привлечение инвестиций в музыкальный проект. Для начала нужно определиться с целью - для чего.
Здесь надо понимать - если вам необходимо привлечь 100-300 к рублей для посевов в ВК (имеется в виду одна – две промо-кампании в интернете. Ясно, что на 200-300 тысяч рублей проект не поднимешь, это бывает крайне редко), можно обойтись кредитом, или займом.
Надо четко определиться с целью - для чего мы ищем деньги: промо-кампания в интернете вашего «творения» или полноценное развитие проекта (артиста, группы).
Ну, а если вам просто нужны деньги, чтобы «обмыть» создание нового «шедевра», который не будет слушать даже ваша бабушка, тогда проходим мимо.
Сумма
Исходя из вышеперечисленного, высчитываем сумму.
Допустим, нам нужно 5 млн рублей (цифра с потолка, но меньше я бы не брал), для полноценного продвижения проекта.
Теперь поймем разницу между кредитом и инвестированием. Если вы берёте кредит, то все что от вас требуется - просто своевременно его выплачивать. Вы несете финансовые риски перед кредитором.
Инвестиции
Инвестиции - деньги, которые выделяются на развитие, или старт проекта, но в том случае, если инвестор увидел в этом перспективу и интерес для себя.
Инвестор рискует деньгами, есть вероятность «прогореть» и он это прекрасно понимает. Для того, чтобы получить деньги, которыми рискуете не вы, вам необходимо убедить потенциального партнера в том, что оно действительно того стоит.
Чтобы это сделать, нужно все грамотно рассчитать. Необходим бизнес - план. Если вы в этом не сильны привлеките специалиста.
Из личного опыта: во время общения с инвестором по поводу вложений в новый музыкальный проект, мы не писали полноценные бизнес - планы. Мы делали бренд-концепцию по проекту (описание самого проекта - миссия, идея, сверхзадача - про что ваш проект , визуальное и аудиальная составляющие , целевая аудитория , анализ конкурентов), а так же финансовую модель с расчетами затрат и прогнозом прибыли. Инвестор должен чётко понимать, куда он вкладывает свои деньги.
Финансовая модель
Следующий момент - составление финансовой модели. Этот документ делается в Excel - таблица, в которой расписаны все пункты доходов и расходов по проекту. Там мы просчитываем сколько денег мы тратим и сколько можем заработать. Расчет ожидаемой прибыли – это, конечно "пальцем в небо", но все же он необходим. Это прогноз.
Перед тем как составить финансовую модель, необходимо максимально изучить сферу, в которой ты работаешь, изучить рынок. Понять объём, цифры - сколько денег в индустрии, сколько в среднем может зарабатывать музыкальный проект в вашем сегменте, на чем можно зарабатывать - стриминг, концерты, рекламные контракты/
Важный момент - детальный анализ конкурентов.
Помимо изучения конкурентов, нужно понимать сколько вы потратите на запись альбома, сколько на пиар, на одежду, промо кампанию, прочие расходы. Все возможные расходы необходимо посчитать и внести в таблицу.
Цифры могут быть приблизительные, но важно уметь их обосновать в беседе с потенциальным инвестором.
Подготовка к встрече
Даже если вы не знаете к кому конкретно пойдёте, нужно быть всегда готовым. Как правило, инвесторы, это серьезные занятые люди. У них все расписано по минутам. Бывает так, что один телефонный звонок и вам могут сказать - приезжай завтра в 10 утра.
Должна быть продумана речь. Нужно уметь грамотно подавать информацию, объяснить непонятные моменты (инвестор может не быть в курсе тенденций топ - чартов стриминговых платформ)
Конкурентные преимущества
Определите все свои сильные стороны и конкурентные преимущества, акцентируйте на них внимание. Это может стать хорошим «козырем». Нужно быть готовым убедить, что с вами можно заработать деньги и показать, сколько конкретно, в финансовой модели.
Давайте говорить прямо - творчество, это товар. Покажите товар лицом. Соответственно, вы делаете презентацию товара, убеждаете инвестора, что на этом можно зарабатывать деньги; что ваша музыка (товар) и стратегия по ее продвижению, абсолютно конкурентyоспособны. Это очень важно.
В разговоре с потенциальным инвестором необходимо понимать кто перед вами. Скорее всего, человек, который как минимум неплохо разбирается в финансовой сфере и вообще в сфере бизнеса. Ваши креативные способности нужно направить на то, чтобы убедить человека в том, что с вами можно делать бизнес . При разговоре важно быть уверенным и понимать то, о чем вы говорите. Про презентабельный вид и грамотную речь, я думаю, говорить не стоит. ;)
Где искать инвесторов?
Первое - отработать ближний круг своих друзей и знакомых. Здесь главный помощник – контакты в вашем телефоне. Вы идёте по списку и прикидываете у кого есть деньги, либо есть выход на тех, у кого они есть.
В первую очередь прорабатываем тех, у кого есть опыт инвестиций в музыкальные проекты. Если таковые отсутствуют начинаем рассматривать другие сферы бизнеса и потенциальных частных инвесторов (людей, располагающих необходимой вам суммой)
Далее, звоним, договариваемся о встрече либо берём контакты, в зависимости от ситуации.
В любом случае обращаться надо ко всем, кому можно. «Стучите и вам откроют».
Во время поисков начинают возникать новые связи, выстраиваются новые цепочки. Так, по «теории 5 рукопожатий» доходим до нужного нам человека.
Презентация
Сначала будет большая проблема презентовать себя грамотно, это очень тяжело, тем более, когда вы просите большие деньги. Осознавайте, что сейчас решается ваша судьба, если вы по - настоящему любите то, чем занимаетесь. Человек находящийся перед вами, может помочь реализовать ваши мечты. Поэтому, во время встречи вы должны излучать уверенность (какая банальность!)) Ваше внутреннее состояние может передаваться собеседнику. Он должен понять, что это очень важно для вас. Если поймёт, значит все сложится удачно.
Следующий вариант поиска инвесторов - интернет. Есть масса ресурсов посвященных данной теме. «Рыскал» по форумам и сайтам, но ни одного нормального кейса не нашёл…, в прочим, как и инвестора. Лично я использовал следующие ресурсы:
Получилось вступить в переписку с парой заинтересованных лиц, но до дела так и не дошло (видимо презентации по электронке, это не моё ;)) Думаю (субъективное мнение), что шоу бизнес, это не понятная и не совсем осязаемая тема для людей, которые привыкли к «классическому» бизнесу. Но, как говорится: «нужно перерыть тонны угля, чтобы найти один алмаз». У нас не было много времени на это. Нам больше повезло с личными контактами.
Хотя, ничего не мешает везде «забросить удочки», возможно вы будете удачливее меня в поиске по интернету))
Цепляйтесь за любую возможность - чем больше контактов, тем больше шансов.
Из каждой ситуации нужно стараться выжать максимум.
Я отрабатывал только эти два варианта - первый из которых принес нам инвестиции для трех музыкальных проектов, общей суммой около 250 т. долларов. Было сделано порядка 25 звонков до того, как мы подписали первый договор с новым партнеро).
Если вы сами не можете выполнить такой объём работы, найдите людей, которые смогут. Возможно, вам нужен для этого МЕНЕДЖЕР ИЛИ ПРОДЮСЕР. у которого есть подобные связи или возможности и который понимает всю специфику этого дела.
Юридическая часть
Допустим, вы нашли инвестора, и он согласен вложить свои «кровные» в ваш прелестный «балаган». Теперь нужно документально закрепить отношения. Здесь начинается самое противное для любого творческого человека.
Если инвестор - юридическое лицо (компания), которая собирается передать вам деньги не в чемоданчике под столом, а по перечислению со счета на счет (как это было во всех наших случаях), все это должно быть документально подкреплено (головная боль). Инвестиции под музыкальные проекты - такой тёмный лес даже для наших официальных органов, что нам (компании) пришлось консультироваться с кучей юристов, бухгалтеров, налоговиков. В итоге, целой командой мы вывели систему, как мы получим деньги. Если коротко, то это «Простое Товарищество». Наша компания (продюсер) заключила договор Простого Товарищества с компанией – инвестором. Предмет договора: две компании образуют Простое Товарищество с целью извлечения прибыли из музыкального проекта «***». Инвестор вносит свою долю в виде денег, а мы (продюсер) в виде навыков и знаний (да, так можно, прикинь!). Далее, продюсер заключает договор на продюсирование с артистом и вуаля! На словах все просто, на деле есть масса нюансов, но сейчас не буду глубоко вдаваться в подробности, ибо это тема для отдельной статьи.
Когда вы ввязываетесь в подобного рода отношения, просто будьте к этому готовы. Если вы сами не хотите заниматься (а скорей всего это так, и более того, я даже не советую вам этим заниматься), найдите толковых юристов. Да, это дополнительные расходы, но эти расходы можно заложить в сумму инвестиций. Конечно, идеальный вариант если сосед дядя Толя даст вам деньги под расписку (или просто так, если вы невероятный везунчик), но как правило, не у всех есть такой дядя. Готовьтесь работать в официальном поле.
Порядочность и ответственность
Самое главное - вы должны понимать степень ответственности перед человеком, у которого берете деньги. Ясно же, если вы возьмете 5 миллионов и сразу поедете за новым Лексусом, то от этого хорошо станет только вам и то не надолго. Вступая в такие серьезные финансовые отношения с вашим партнером - потенциальным инвестором, вы несете не только юридическую, но и моральную ответственность. Человек дает деньги - он несет риски их потерять и возможно, где - то в глубине души, к этому готов (раз уж дал их таким обалдуям)). Но надо понимать, что он готов не настолько, насколько вы готовы пожертвовать его деньгами. Поэтому максимальная прозрачность и порядочность в делах! Вы должны отчитываться за каждую потраченную копейку!
Попить пивка с соседом, на эти деньги наверняка получиться и даже не один раз, но все это обернется, как вы понимаете, полным крахом вашей мечты и взаимоотношений, а также испорченной кармой.
Так что, хорошенько взвесьте все за и против перед тем, как решитесь на такой серьёзный шаг - привлечение инвестиций. Может, все - таки просто скинуться с друзьями на посевчик в паблике ВК? ;))