На одну из своих предшествующих статей, рассказывающую о А.К.Демидовой-Карамзиной, я получила очень интересный комментарий: «Вы знаете, что недалеко от нас, на так называемой горнозаводской ветке РЖД. ведущей из Перми в Нижний Тагил есть станция Сан-Донато?» Поскольку титул князей Сан-Донато имеет самое прямое отношение к семье Демидовых, я, конечно, очень заинтересовалась и начала искать сведения. И нашла, по обыкновению, столько…
Но сначала всё-таки о станции. Чтобы подтвердить право на титул, полученный за границей, было необходимо иметь в России землю с таким же названием. И поэтому, когда за Демидовыми было признано право на титул князей Сан-Донато, на недавно открытой Уральской горнозаводской железной дороге, неподалеку от Нижнего Тагила, где у Демидовых были заводы, появилась станция под названием «Сан-Донато»…
Но что же это за титул и почему владельцами его оказались уральские заводчики? И вот тут мы уходим в историю…
Как известно, первым знаменитым представителем рода Демидовых был тульский оружейник Никита Демидович Антуфьев, которому в 1702 году были отданы Верхотурские железные заводы на Урале, с обязательством уплатить казне за устройство заводов железом в течение 5 лет и с правом покупать для заводов крепостных людей. В именной Грамоте от того же года он впервые назван Демидовым… Этот «птенец гнезда Петрова» оправдал царское доверие и стал крупнейшим промышленником, основав династию. Демидовы богатели, их состояние было огромным…
Не буду пересказывать всю историю династии. Я уже писала о его праправнуке Павле Николаевиче, первом муже «роковой Авроры» Шернваль. А сейчас нас интересует младший брат Павла Анатолий.
Отец Павла и Анатолия, Николай Никитич, был русским посланником во Флоренции и столько сделал для этого города («самым щедрым в Италии благотворителем» назвал его Стендаль), что после его смерти городской совет предложил сыновьям покойного увековечить его память. Так во Флоренции появился памятник Демидову, стоящий на площади его имени — Piazza Niccola Demidoff. Надпись на пьедестале памятника: «Дабы жители квартала Сан-Никколо всегда имели перед собой живую память о командоре Николае Демидове, неустанном и великодушном благотворителе, сын его Анатолий подарил этот памятник городу Флоренции в 1870 г.» Демидов изображён в облике античного сенатора, обнимающего правой рукой своего сына. Женщина у ног Николая Демидова, возлагающая гирлянду цветов, символизирует Признательность населения Флоренции. По углам постамента - четыре аллегорические скульптуры: Искусство, Природа (приоткрывает завесу таинственности перед искусством), Милосердие (помогает двум детям) и Сибирь (богатство, происходящее из Сибири).
Именно Николай Никитич Демидов купил в предместье Флоренции и начал там строить виллу Сан-Донато, которую уже Анатолий Демидов достроил и превратил в великолепный дворец. На этой вилле он разместил огромную художественную коллекцию, собирать которую начал его отец. Демидовы всегда щедро покровительствовали талантливым художникам. В частности, знаменитый «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова попал в Россию именно благодаря Анатолию, подарившему картину Эрмитажу. Известен и портрет Анатолия Демидова работы Брюллова:
Что же это был за человек – Анатолий Николаевич Демидов?
В заголовок статьи я вынесла цитату из «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского. Как-то уж так повелось, что, приводя её, традиционно вставляют слово «русский». Однако у Фёдора Михайловича Митя Карамазов говорит именно так: «Нет, широк человек, слишком даже широк, я бы сузил» (хотя, разумеется, и к русскому человеку она относится в полной мере). И мне думается, что эти слова как нельзя лучше подходят к Анатолию Николаевичу…
С одной стороны, благодаря огромному богатству (годовой доход Демидова составлял около двух миллионов), он сделал много полезного: во Флоренции основал шёлковую фабрику, а в России… Владелец железных и медеплавильных заводов Демидов внёс большой вклад в развитие горного дела. Наверное, не случайно найденный на заводах во время его владения особый минерал был назван в его честь демидовитом.
В 1837 году Демидов снарядил на свой счёт учёную экспедицию для изучения южной России и Крыма. Результатом исследований стала изданная в 1843 году в Париже книга «Исследование каменноугольного Донецкого бассейна, произведенное в 1837-39 годах, по распоряжению А.Н.Демидова, главным горным инженером и профессором в Горной парижской школе, Ле-Пле при пособии г. г. Маленво, Лалано и Эйро» - первое систематическое исследование всего Донбасса, с приложенной геологической картой, впервые отобразившей всё поле каменноугольных отложений в Донецком бассейне. Собранный экспедицией палеонтологический материал дал возможность сравнения Донецких каменноугольных отложений с отложениями Западной Европы. В 1854 году вышла русская версия этого издания.
Занимался Демидов и биологическими исследованиями и был автором наименований ряда ботанических таксонов, которые в ботанической (бинарной) номенклатуре дополняются сокращением «A.N.Demidow».
В течение более двадцати лет Демидов был президентом Императорского Минералогического общества, оказывал всяческое содействие развитию фотографии в России.
Демидов финансировал экспедицию по России французского художника А.Дюрана, по рисункам которого общественность Европы познакомилась с русской архитектурой, установил в Карлсбаде, Брюсселе и Спа бюсты Петра I, изваянные К.А.Тоном. Он и сам писал о России: поместил под псевдонимом Nil-Tag ряд писем в «Journal des Debats», а затем издал их отдельной книгой («Lettres sur l’Empire de Russie»).
Демидов был щедрым благотворителем: жертвовал огромные деньги на строительство больниц в Москве и Петербурге. Так, в Петербурге он был одним из главных попечителей первой в России и второй в Европе больницы для «маленьких детей, подвергшихся различным прилипчивым и другим болезням их возрасту свойственным» (позднее она стала называться «Николаевской детской больницей»; сейчас перепрофилирована под центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»).
Был одним из учредителей петербургского «Демидовского дома призрения трудящихся», в котором работала школа воспитания бедных детей, затем школа-интернат для девочек, при Доме был открыт первый в России детский сад на полном обеспечении (сейчас в этом здании - корпус Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф.Лесгафта).
Анатолий Демидов заботился о Демидовском лицее в Ярославле: выслал из Парижа 2 000 рублей на украшение церкви, пожертвовал в библиотеку лицея все свои издания и несколько других ценных французских книг.
Для унаследованного им от отца собрания замечательных произведений искусства и редкостей в 1833 году в Петербурге было заложено особое здание на Васильевском острове.
Меценат, учёный, благотворитель… Казалось бы, что ещё?
Но, с другой стороны, широта натуры Демидова достаточно хорошо характеризуется знаменитой фразой И.Ф.Горбунова: «Ндраву моему не препятствуй!»
Однако об этом – в следующий раз.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Навигатор по всему каналу здесь
Все статьи о Демидовых:
«Соименница зари» здесь
«Широк человек, слишком даже широк» 1 и 2
Ускользнувшее счастье здесь
Жизнь после Марии здесь
Дипломат, охотник, шахматист здесь
Другая Аврора здесь
Выцветшие фотографии здесь
«Дела – не слова» здесь