Кого вы представляете, услышав имя Ван Гога? Безумца, способного на самые абсурдные поступки? Непризнанного гения, картины которого вызывали лишь насмешки? Увы, львиная доля «биографий» Ван Гога — мифы, придуманные для лучшей продажи его картин.
Бедный художник.
В 1884 году братья Ван Гоги заключили соглашение: Теодор выплачивает Винсенту 220 франков в месяц, обеспечивает его качественными холстами, красками, кистями в обмен на картины. В те времена эта сумма была ¼ месячного заработка юриста или доктора.
Кроме денежного обеспечения, Тео покупал брату новейшие книги по живописи, отправлял репродукции, полностью оплачивал обучение и лечение.
Одинокий гений-самоучка.
Вопреки легенде, Ван Гог получил профессиональное художественное образование. Общался не только с братом Тео, но и с остальными многочисленными родственниками. Его дед, переплетчик манускриптов, хоть не понимал творческих экспериментов внука, но все же оказывал художнику материальную помощь.
Карьера Ван Гога началась с работы арт-дилером в фирме одного из дядь. Эта деятельность помогла изучить не только коллекции мировых музеев, но и закрытые частные собрания, стать экспертом в живописи.
Непризнанный мастер.
Создатели мифа не учли, что критики творчества авангардистов уже с 1888 года выделяли работы Ван Гога. Картины голландца были куплены Роденом, Дега. «Новый критик» Анри Орье называл Винсента Ван Гога «наследником Халса и Рембрандта» еще при жизни художника.
Святой безумец.
Создатель этого мифа точно известен — Юлиус Мейер-Грефе, немецкий искусствовед и галерист. Зная реальный рыночный потенциал холстов Ван Гога, Мейер-Грефе решил «разработать» художнику привлекательную легенду.
В первом варианте биографии голландец был «народным художником», во втором — бунтарем, восставшим против реалистического искусства. Но такие истории жизни Ван Гога все же отпугивали потенциальных покупателей. Тогда Мейер-Грефе выпустил третью монографию — «Роман о богоискателе», где представил мастера «святым безумцем, чьей рукой водил Бог».
Мастер «спонтанного письма».
Тот же Мейер-Грефе сообщал о Ван Гоге: «Винсент писал картины в слепом, бессознательном упоении… Деревья кричали, облака охотились друг за другом».
Это опровергают слова самого мастера: «С искусством, как и со всем остальным: великое не является чем-то случайным, импульсивным, оно должно быть создано упорным волевым напряжением».
Голландский художник был трудоголиком с рациональным мышлением. За исключением последних лет, когда психическое расстройство стало брать верх над разумом, его жизнь была не самым ярким источником для легенд.
Художник-бессребреник.
Настоящего Ван Гога нельзя назвать чуждым коммерческому духу — недаром он несколько лет успешно трудился арт-дилером. Известно, что Винсент и Тео работали над тайным планом — создать рынок авангардного искусства, чей коммерческий успех превышал бы популярность классики.
Именно братьям Ван Гогам принадлежат слова: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса».