Археология - это наука не только о глубокой древности. Современная наука занимается изучением и относительно недалекого прошлого. Это так называемая археология Нового времени. Несмотря на наличие письменных источников, археология все же позволяет пролить свет на некоторые аспекты истории, изучая, например, ту же керамику 19 в. Так ли важны обломки фарфоровой и фаянсовой посуды при изучении культурного слоя в городах? Откуда она поступала в Уфу в 19 в.? Как тонкая керамика может помочь при датировании отдельных комплексов и даже участков городской территории читайте в совместной работе Илшата Бахшиева и Николая Григорьева.
В пределах Уфимского полуострова, где расположена основная часть города, известно о 95 памятниках археологии (в основном эпохи раннего средневековья - бахмутинская, турбаслинская, кушнаренковская и караякуповская археологические культуры III–VIII вв.). Большинство составляют поселения – 59 объектов, а погребальных памятников насчитывается 36. Выделяются такие крупные средневековые некрополи, как Дежневский, Чайка, Галановский-II, Глумилинский, Новиковский, комплекс «уфимских погребений», а также укрепленные поселения Уфа-II, Уфа-III, Уфа-V, сеть селищ – «Бельские землянки», «Салют», «Госцирк», Тоннельное, Дудкинское-II и др. Бесспорно, концентрация значительного числа археологических объектов является результатом интенсивного и плотного освоения относительно небольшой территории Уфимского полуострова в древности.
Эти количественные данные не являются окончательными, поскольку практически ежегодно археологами фиксируются новые археологические объекты – отдельные комплексы и/или участки культурного слоя, часто выявляемые при проведении земляных и строительных работ. Большой объем дошедших до наших дней памятников археологии Нового времени, расположенных на территории Башкортостана, косвенно указывает на хорошую сохранность культурного слоя этого периода и перспективы его изучения, особенно в пределах исторических городов и населенных пунктов XVI – начала XX в.
Между тем эти, возможно, не очень яркие, но показательные археологические объекты зачастую не введены в широкий научный оборот.
В данной представлены материалы лишь одной категории археологических предметов, позволяющей, тем не менее, сделать ряд важных заключений по времени формирования культурного слоя и выявленных объектов, а также путей поступления фаянсовой и фарфоровой посуды на рынок Уфы в конце XIX – 1-й половине XX в.
Цель статьи заключается в том, чтобы дать общий обзор коллекции фарфоровой и фаянсовой посуды, обнаруженной в историческом центре Уфы. Тем более что рассматриваемая группа артефактов никогда не становилась объектом отдельного внимания в археологии Башкирии. Относительно точно можно датировать исследуемые участки городского культурного слоя, так как даже едва различимые элементы декора, клейм, рельефа позволяют получить информацию о времени и месте производства изделий из тонкой керамики.
Результаты полевых исследований. Описание выявленных объектов
В октябре-ноябре 2012 г. на пересечении улиц Цюрупы и Пушкина в историческом центре Уфы проводились археологические наблюдения за ходом строительства многоэтажного административного здания. Согласно архивным данным ранее на исследуемом участке располагалось четыре дома конца XIX в. Все они полностью или частично подпадали под пятно застройки. Точное месторасположение зданий установлено на основании стереографической съемки г. Уфы 1977 г., составленной согласно плану 1939, 1948–1951 гг.
В ходе полевых работ зафиксирован археологический материал 2-й половины XIX – 1-й половины XX в. Было выявлено шесть колодцев, зафиксированы остатки фундамента кирпичного дома, погреб, а также хозяйственная яма, содержащая бытовой мусор начала XX в. Культурный слой на участке проведения работ датирован по находкам фрагментированных изделий из тонкой керамики.
Колодцы № 1 и 2 располагались на расстоянии 1 м друг от друга по линии Ю–С. Стенки шахт оформлены деревянными плахами, срубленными в лапу, и включали остатки водопровода (две деревянные трубы, установленные вертикально). Оба колодца имели общую насосную конструкцию и использовались в 20–30-х гг. XX в., о чем говорят фрагменты советского фарфора, найденные на всех уровнях заполнений. Близкая ситуация наблюдалась и при исследовании других комплексов. Так, на дне колодца № 3 обнаружена практически целиком сохранившаяся тарелка с эмблемой РККА фабрики «Пролетарий» (№ 26). Заполнение колодца № 4, срубленного, в отличие от пяти других, из бревен, состояло из органического мусора, смешанного с нефтепродуктами. На дне колодца № 6 найдено два магазина с патронами винтовки Мосина калибра 7,62×54 мм и керамический флакон рижского бальзама «Настоящий Юлий Цезарь».
Южнее дома священника Никольского зафиксированы следы двух хозяйственных построек, в северной части которых расчищен погреб. В его основании (гл. 1,8 м) на уровне дощатого пола обнаружены два фрагмента кузнецовского фарфора (№ 2 и 3), латунная накладка на солдатский шлем образца второй половины XIX в. и фрагмент бутылки с надписью «Товарищество Петра Смирнова в Москве». Выше, на глубине 1,4 м, уже находились фрагменты фаянсового (№ 9) и фарфорового (№ 10) изделий с клеймами советских фабрик.
Материалы. Характеристика, аналогии, датировка
Всего в процессе археологических наблюдений обнаружено 26 фрагментов клейменых изделий из тонкой керамики, а также одна полностью сохранившаяся тарелка 1-й половины XX в. Много это или мало? Ответить на этот вопрос сложно, особенно в контексте изучения городского культурного слоя Уфы. И связано это с тем, что результаты даже немногочисленных исследований, содержащих материалы XVIII – начала XX в., в большинстве своем не опубликованы. Но этот процесс уже начался, о чем свидетельствует появление в последние годы целой серии публикаций на данную тему. Для сравнения: в Тобольске с пяти раскопов 2007–2010 гг. общей площадью 1300 кв. м, давших 1539 фрагментов фарфоровой и 2545 обломков фаянсовой посуды, происходит 66 клейменых черепков (53 – фарфоровые и 13 – фаянсовые изделия).
При анализе фарфора и фаянса учитывались следующие показатели: форма и функция (чашка, тарелка, блюдце, стакан, кружки и др.), наличие клейм на донцах. Из-за сильной фрагментарности многие изделия не удалось атрибутировать по тому или иному признаку, хотя определенно можно говорить, что фарфоровая посуда в основном предназначалась для чайной церемонии, а фаянсовая, судя по имеющимся материалам, являлась в большей мере столовой. Фарфор преимущественно представлен обломками блюдец, а фаянс – фрагментами тарелок (табл. 1).
Опираясь на обобщающие работы, посвященные русскому фаянсу и фарфору, а также каталоги марок российских производителей фарфора, фаянса и майолики, удалось более или менее уверенно атрибутировать большинство уфимских клейм. Результат проведенной работы обобщен в таблице 2, где помимо производителя, места и времени изготовления исследуемой посуды, указаны ее морфологические и функциональные признаки, и фотографии всех марок.
В основной своей массе обнаруженная керамика несет черты товаров широкого потребления. Декор наносился на посуду техникой печати – деколь, на дореволюционной керамике встречается деколь с подрисовкой (табл. 2, № 5, 10). Атрибуция зафиксированного на дне колодца №2 обломка тарелки (табл. 2, № 17) вызывает затруднение. Сохранившиеся на фрагменте две начальные буквы клейма «Во» и наличие краски на строке ниже позволяют предположить, что тарелка изготовлена в начале 1920-х гг. на фарфорово-фаянсовой фабрике «Коминтерн». Вероятно, на днище тарелки было отштамповано «Волхов, 1923». Отметим, что волховская посуда встречалась в Уфе и в дореволюционное время. Один из таких образцов был найден при проведении археологических раскопок в районе ТРК «Синема Парк» на углу улиц Чернышевского и Социалистической. Изделие представлено декоративной обеденной тарелкой с изображением памятника Михаилу Семёновичу Воронцову, Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору, воздвигнутому на соборной площади в Одессе в 1863 г. Рисунок нанесен техникой печати. Тарелка была изготовлена на Волховской фабрике И.Е. Кузнецова, основанной в 1878 г. и просуществовавшей вплоть до 1918 г., позднее преобразованной в фабрику «Коминтерн».
Все фрагменты посуды, вошедшие в таблицу 2, относятся к продукции отечественного производства. Подавляющее большинство дореволюционных изделий принадлежит промышленной «империи» М.С. Кузнецова, за исключением чайной кружки, произведенной на заводе Храпунова-Нового. Вся продукция этого периода поставлена с предприятий центральных районов Российской империи (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Новгородская губернии). Уже в советский период (20–30-е гг. XX в.) в Уфе появляется украинская посуда – продукция Всеукраинского треста «Всеукрфаянсстекло» (табл. 2, № 9, 15) и Городницкого фарфорового завода им. Коминтерна (табл. 2, № 22).
В таблице 3 указаны места производства описываемых предметов с обозначением их дореволюционного и современного адресов.
Анализ клейм на обнаруженном фарфоре и фаянсе позволяет говорить о том, что основную часть битой посуды из городского культурного слоя Уфы на исследованном участке следует датировать периодом 80–90-е гг. XIX в. – 30–40-е гг. XX в.
Заключение
Таким образом, во 2-й половине XIX в. посуда из тонкой керамики уже имеет массовое распространение в Уфе. Основным поставщиком фарфора и фаянса на местный рынок являлись отечественные предприятия. Преобладает продукция заводов Кузнецовых из центральных районов Российской империи, при единичных находках изделий других производителей (завод Храпунова-Нового). Представленная предварительная характеристика фарфоровой и фаянсовой посуды из культурного слоя Уфы, конечно же, не исчерпывает тему, хотя бы потому, что накопление археологических материалов продолжается.
Для определения масштабов распространения данной продукции в Башкирии необходимо провести систематизацию всех уфимских коллекций, с последующим сравнительным анализом с материалами из других исторических поселений Башкирии: Бирск, Белебей, Табынск, Стерлитамак, Николо-Березовка.
Даже предварительные результаты исследования фрагментов тонкой керамики демонстрируют перспективы археологического изучения культурного слоя Уфы – в первую очередь для определения/уточнения этапов освоения территории города. Фарфоровая и фаянсовая посуда с клеймами позволяет датировать культурный слой, что особенно важно при подготовке документов по охранному зонированию сохранившихся участков городского культурного слоя XVI – начала XX в. южной части Уфимского полуострова.
Оригинальный текст опубликован в статье И.И. Бахшиева и Н.Н. Григорьева Тонкая керамика из культурного слоя Уфы // Теория и практика археологических исследований. Том 24 № 4 (2018). С. 147-161.