Давайте посмотрим правде в глаза, никто особо не любит телеконференции, они не особенно популярны. А многие их просто терпеть не могут. Почему? Может быть, удаленные участники не уделяют процессу должного внимания? Исследование Harvard Business Review показывает, что во время конференции 65% вызывающих абонентов отвлекаются на выполнение другой работы, 55% - на приготовление или прием пищи, а 47% - на посещение туалета.
Что касается людей в офисе, им приходится неподвижно сидеть за столом и говорить, только глядя прямо перед собой, как будто они все еще ученики начальной школы (а если вам нужно что-то написать на маркерной доске или просто вытянуть ноги?). И еще вас постоянно просят что-то повторить или четче выговаривать слова – что тоже сильно надоедает.
Что касается удаленных сотрудников, то во время телеконференций их, наверное, больше всего раздражает звук собственного голоса. В любом случае, основная тема нашего журнала - аудиооборудование, поэтому давайте остановимся на проблемах звука.
Последствия плохой слышимости
У многих людей телеконференции вызывают чувство раздражения, но проблема не только в этом. Плохой звук на теле- и видеоконференциях мешает концентрироваться и приводит к слуховому утомлению. Эти эффекты могут отрицательно влиять на совместную работу, взаимопонимание и даже настроение. Вы просто не можете расслышать, что вам говорят. Неправильно расслышанные слова могут дорого обойтись.
Есть и научно подтвержденные физиологические эффекты. Согласно данным, опубликованным в журнале "Scientific American", вредное воздействие вполне реально. Недавние исследования показали, что "обусловленный шумом" стресс, вызванный раздражающими звуками, способен влиять на мыслительные процессы. Он снижает выброс дофамина из префронтальной коры мозга, обеспечивающий основные функции мозга, что в итоге может повлиять на память и эффективность обучения.
Что так раздражает в звуке во время телеконференций?
Почему звук речи во время конференц-вызова раздражает, а во время очной беседы - нет (так считает большинство людей)? Почему звук конференц - вызова кажется "неестественным"? Это обусловлено целым рядом факторов, в частности, резкими перепадами громкости (так часто происходит, когда вызывающий говорит по мобильнику), а также дребезжанием и эхом. Но одним из наиболее значимых факторов являются посторонние звуки из окружающей среды, которые воспринимаются как фоновый шум, а также любые помехи от электронных устройств позади говорящего. Посторонние звуки мешают общему восприятию и не дают ясно слышать абонента.
Как же справляется с этими проблемами система аудиоконференцсвязи? Ключевым фактором здесь является следующее - в большинстве стандартных систем конференцсвязи используется автоматическая регулировка усиления (АРУ), тогда как в системах аудиоконференцсвязи Nureva применяется новая технология - позиционная регулировка усиления (ПРУ). Давайте разберем эти два принципа действия систем, и результаты, получаемые пользователями.
Автоматическая регулировка усиления
Функция АРУ в системах аудиоконференцсвязи заключается в том, чтобы поддерживать уровень звукового сигнала (то, что слышит удаленный абонент) в пределах целевого минимального / максимального диапазона (задается устройством, регулирующим работу микрофона системы). Это достигается за счет усиления мощности сигнала для абонентов, которые говорят тихо, и меньшего усиления сигнала для абонентов, которые говорят громко.
И все казалось бы хорошо, но есть проблема. Вход модуля/схемы АРУ обрабатывает звуковой сигнал целиком. Это означает, что если модуль АРУ должен повысить усиление звукового сигнала, усиление применяется ко всему сигналу. Это приводит к тому, что громкость голоса говорящего и фоновых помех возрастают одинаково (см. рис.1).
Громко, тихо, громко, тихо: еще одна проблема АРУ
Если собеседники находятся в одном помещении (без использования микрофонов), посторонние шумы обычно не меняются. Вот что говорят психоакустики о том, как мозг человека адаптируется к этим фоновым шумам. Мы концентрируемся на речи говорящего, и отбрасываем фоновые шумы. Мы воспринимаем этот процесс как "естественное звучание". Но когда АРУ повышает силу звука голоса говорящего и окружающие посторонние шумы, мы то слышим очень громкий звук (когда люди говорят и происходит большее усиление сигнала), то звук становится очень тихим (когда все молчат и усиление не происходит).
У удаленных участников телеконференции создается впечатление, что громкость голоса говорящего не изменилась (целевой диапазон), а окружающие посторонние шумы то усиливаются, то ослабевают, по мере того, как АРУ пытается поддерживать постоянную громкость голоса говорящего для участников телеконференции. Это явление называется "накачка шумом" модуля АРУ – при том, что отношение сигнал-шум на входном сигнале остается неизменным. Этот эффект накачки бывает весьма заметным и приводит к низкому качеству звука - что утомляет и отвлекает слушателей и в целом портит впечатление от телеконференции.
Чтобы компенсировать повышение уровня окружающих посторонних шумов, обычно требуется дополнительная обработка сигнала (включая фильтры, схемы снижения шума и пр.) что сопровождается увеличением громкости голоса говорящего. Это также ухудшает качество звука.
Новый подход к аудиоконференцсвязи
"Вы не могли бы говорить громче?"
"Можете повторить?"
"Пожалуйста, подойдите поближе к микрофону".
Наверное, вам часто приходится слышать такие просьбы и комментарии во время телеконференций? Разработчики Nureva решили создать системы аудиоконференцсвязи для решения таких проблем, независимо от причин их возникновения. Зная, что создатели стандартных систем конференцсвязи недавно стали осуществлять небольшие постепенные усовершенствования отработанных технологий, мы решили ликвидировать проблему плохого качества звука на телеконференциях с помощью совершенно нового подхода.
Революционная технология Microphone Mist
Два года ушло на творческие поиски, интенсивные исследования и разработки, и наконец, наши ученых и инженеры-электроакустики разработали революционную концепцию, которую мы называем технология Microphone Mist. В отличие от традиционной технологии формирования направленного сигнала, при которой улавливание звука происходит только в нескольких определенных областях пространства, так что остаются мертвые зоны, в которых голос говорящего услышать невозможно, технология Microphone Mist заполняет комнату тысячами виртуальных микрофонов (см. рис. 2), что позволяет слышать любого говорящего, независимо от того, в какой части помещения он находится, и в какую сторону он повернут.
Виртуальный микрофон представляет собой отдельную точку захвата звука, которая образуется при одновременной активации двух или более физических микрофонов, обладающих патентованными алгоритмами обработки, что позволяет осуществлять захват в конфигурируемой зоне.
Благодаря своей высокой производительности технология Microphone Mist позволяет одновременно прослушивать каждый виртуальный микрофон ("позиции" в ПРУ) и концентрироваться на преобладающих звуках (речи говорящих), оптимизируя их для обеспечения четкого звука при разговоре. На рисунке 3 показано различие между схемами захвата звука при использовании традиционной технологии формирования направленного сигнала и технологии Microphone Mist.
Новая парадигма: позиционная регулировка усиления
Возможность обеспечить концентрацию на определенных звуках создает ряд преимуществ (подробная информация приведена ниже в данной статье), но одно из наиболее значимых преимуществ - возможность позиционной регулировки усиления.
Технология Microphone Mist позволяет выделить преобладающие звуки, которые вам необходимо услышать (речь говорящего) и при этом поддерживает на постоянном уровне фоновые/окружающие шумы, оптимизируя звуковой выходной сигнал. Этот результат достигается за счет запатентованных алгоритмов, которые используют данные о положении говорящего для определения правильной стратегии (алгоритма) обработки усиления, которая повышает громкость голоса говорящего, причем громкость окружающих шумов остается неизменной.
В результате происходит оптимизация отношения "сигнал-шум", так что участники конференции меньше устают и.
Системы, использующие технологию АРУ, обычно определяют необходимость увеличивать или уменьшать усиление, исходя из эвристических правил и логики экспертных систем. Схема АРУ не «знает», каково расстояние между говорящим и микрофонов, поэтому одинаково воспринимает все сигналы – и нужные и помехи. Поскольку технология Microphone Mist «знает», где находится говорящий, модуль ПРУ может производить адресную оптимизацию системы микрофонов и обработку сигнала, что недоступно другим системам, не располагающим информацией о положении источника звука (см. рис. 4). Благодаря этим запатентованным процессам, система Nureva оптимизирует усиление голоса говорящего, не изменяя громкость окружающих шумов.
Рис. 4: Позиционная регулировка усиления (ПРУ) повышает громкость голоса говорящих, так что он звучит четче четко, при этом уровень шума повышается лишь незначительно. А порог шума остается более постоянным - без резких спадов или изменений громкости звука, способных вызвать раздражение и утомление слушающих.
Естественный звук
В результате, при использовании этой системы, удаленные участники конференции получают естественный звук. У них создается впечатление, что они находятся в родном помещении с другими сотрудниками, поскольку они воспринимают неискаженные звуки голосов и фоновые шумы. Благодаря этому телеконференции становятся гораздо менее раздражающими и утомительными.
Одна компания-конкурент опубликовала в своем блоге статью, где пользователям объясняли, как себя вести, чтобы добиться приемлемого звука при конференцсвязи (не ходить по комнате и не отворачиваться от системы микрофонов). Это вызвало смех у сотрудников Nureva. Мы полагаем, что технология должна подстраиваться под пользователя, но если пользователь подстраивается под технологию - это точно вчерашний день.
Системы аудиоконференцсвязи Nureva адаптируются к потребностям пользователей, поэтому те могут свободно перемещаться по помещению, поворачиваться в любую сторону и даже разговаривать одновременно с коллегами. Удаленный вызывающий абонент сможет ясно их расслышать, хотя они говорят, не повышая голос. И звук будет абсолютно естественным.
Прогрессивные методы устранения нежелательных звуков
Некоторые другие компании предлагают пользователям убрать или отключить источники фоновых шумов, но ведь это или трудно или вовсе нереально. Как отключить вентилятор в системе климат-контроля? Именно поэтому компания Nureva разработала технологию под названием «умное позиционирование звука» (УПЗ), которая повышает способность наших систем снижать уровень нежелательного шума.
В отличие от традиционных систем, которые пытаются бороться с нежелательными звуками с помощью фильтров, воздействующих на звуки после их возникновения, наша технология умного позиционирования звука в системе Microphone Mist позволяет превентивно воздействовать на нежелательные помехи. Используя алгоритмы адаптивной подстройки, УПЗ заблаговременно идентифицирует и запоминает нежелательные повторяющиеся звуки, а затем просто перестает их захватывать. Это стало возможно благодаря способности технологии Microphone Mist слышать и различать эти тысячи виртуальных микрофонов.
Здесь прослеживается определенная закономерность! Другой пример, когда участникам аудиоконференции сильно мешают посторонние шумы – это ситуация, когда ведущий выступает перед большой группой людей, например, на лекции. Основными факторами помех являются болтовня и другие шумы, создаваемые зрителями или классом. Чтобы решить эту проблему, Nureva разработала дополнительное решение под названием Active Zone Control, способное оптимизировать восприятие звука студентами, которые обучающихся удаленно, с помощью сбора данных с лекции.
Функция Active Zone Control позволяет ведущему или ИТ-специалистам определять зону захвата звука с помощью простого интерфейса. Захват звука может быть сконцентрирован в той части помещения, где находится лектор, при этом уровень захвата звука от виртуальных микрофонов в остальной части помещения резко падает. Преимущество: захват голоса ведущего без необходимости использовать микрофон или гарнитуру.
Почему имеет смысл выбрать систему аудиоконференцсвязи Nureva?
В начале статьи мы упомянули о том, что низкое качество звука на конференциях (особенно фоновые шумы), отрицательно сказываются на работе. Как мы показали, новая технология способна сгладить эти негативные последствия и обеспечить естественный звук вызывающим и принимающим абонентам.
Хотите избавиться от чувства раздражения во время телеконференций? Познакомьтесь с продвинутыми и более простыми системами конференцсвязи Nureva – мы предлагаем вам масштабируемую линейку продукции.