Для экскурсий используют теплоходы, лошадей, плоты и байдарки. В Волгограде для туристов ходит специальный трамвай, на котором вам расскажут об истории города и покажут некоторые достопримечательности прямо из окна.
Рельсовый транспорт в Волгограде занимает особое место. Одной из приманок для туристов является метротрам. Но даже обычный наземный трамвай имеет очень долгую историю. В апреле 1913 года Царицын стал первым уездным городом империи с собственной трамвайной линией.
Дореволюционные купцы и промышленники очень сильно отличались от нынешних олигархов. Деньги они не в офшорах держали, а вкладывали в родные места. Вот и царицынская элита решила привести прогресс на Нижнюю Волгу. Выиграли от этого все, кроме извозчиков. Судите сами: в месяц рабочий завода получал семь рублей. А проезд на «ваньке» стоил 15 копеек. Трамвайный билет обходился в три раза дешевле.
Экскурсионному маршруту «На трамвае по истории города» уже почти пять лет.
- Мы показываем уникальные сохранившиеся здания Царицына. Движение идет по линиям, построенным в давние времена, - рассказала экскурсовод Маргарита Пронина.
Продолжительность экскурсии составляет около полутора часов. И начинается от памятника трамваю серии Х. Такие машины бегали в Сталинграде до войны. В группе оказалась Альбина Капустина, которая в 60-70-х годах работала водителем трамвая.
- Холодно было. Салон же практически не отапливался, потом только стали печки ставить. В тулупе и валенках работали. Видите, здесь нет водительского кресла. Управляли стоя. Можно только прислониться к стойке за спиной. Рейсов шесть-семь делали в день. Это часов семь, иногда больше, - вспоминает Альбина Николаевна.
Окна покрывались наледью. Чтобы расчистить обзор, вагоновожатый прикладывал к стеклу мешочек с солью и лопаткой счищал намерзшие кристаллики льда.
Но в путешествие повезет современный трамвай. Путь пролегает через Кавказ. Для этого не нужно выезжать за пределы Волгограда. «Кавказом» в Царицыне называли беднейшие кварталы. От тех лачуг уже ничего не осталось. Но довоенное зодчество фрагментами проглядывает в современной застройке. Даже одна опора контактной сети уцелела. На столбе, установленном 107 лет назад, остались отметины Сталинградской битвы. Но он в строю.
Маршрут во многом повторяет тот самый, который был век назад. Проехать точь-в-точь по тем же улочкам не получится – слишком сильно изменился город, почти полностью стертый с лица земли бомбежками. Но о важности трамвайного движения говорит тот факт, что приказ о его восстановлении был подписан 28 января 1943 года: за несколько дней до пленения Паулюса. Усилиями женщин и детей рельсы были проложены вновь. И в декабре трамваи опять огласили Сталинград своими звонками.