Название города Заполярный говорит само за себя. Он находится на крайнем севере нашей страны, за полярным кругом у границы с Норвегией. Но в самом населённом пункте не было бы ничего необычного, когда б туда не вела тупиковая ветка, которая идёт по безлюдной лесотундре с выселенными посёлками и брошенными военными базами.
Самая северная железная дорога в Европе, а до недавнего времени и в мире. Естественно однопутная и малодеятельная. Подобные места определённо представляют интерес. Садимся в одновагонный поезд и отправляемся в путь.
От вокзала столицы Заполярья поезд немного проходит по Мурманской магистрали на юг и на первой же станции сворачивает на неприметный путь, который запросто можно спутать с подъездным. Это и есть начало 200-километровой железной дороги Кола - Никель.
Первая станция на ответвлении - Мурмаши, в одноимённом посёлке при ГЭС на реке Тулома. Построена ещё в довоенное(?) время и отличается оригинальностью и капитальностью. Усматривается в ней что-то итальянское... Одна из нескольких действующих станций на ветке, многие другие находятся на "консервации", т.е. закрыты.
Посадка в поезд произошла именно здесь. Следует отметить, что это не стандартный пассажирский или пригородный, а так называемый "рабочий поезд" - на нём везут путейцев, станционных служащих, других работников РЖД, а также корреспонденцию. Подобные поезда тоже ходят по фиксированному графику и охватывают значительную часть железнодорожной сети России, но в расписаниях как правило не указываются. Посторонним проехать обычно не составляет труда - главное узнать время. Конкретно этот неежедневный, из Мурманска отходит в 7 утра (информация требует уточнения).
Когда-то по линии ходил и пассажирский состав, но он ехал очень долго: 200 км за 8 - 9 часов! Наш же поезд пропускает все многочисленные километровые остановки и даже станции, выходить и садиться всё равно некому, поэтому едем довольно резво.
Первая остановка после Мурмашей - станция Нял, посёлок при которой расселён.
Впереди "буксовал" грузовой, диспетчер решил дать ему уехать подальше вперёд. Стоим минут 20.
Вокзал Нял прекрасен в своём безобразии. И без того унылое здание умудрились испоганить ещё больше несуразной цветовой схемой.
Почти все "пассажиры" вышли развеяться.
Поезд даёт гудок – едем дальше. За окном болотистая лесотундра, перемежаемая многочисленными реками и озёрами с непривычными слуху названиями, наверное финскими. Очень красиво!
Путь петляет между холмами и водными препятствиями, а одинокий вагон увозит нас всё дальше в безлюдные края.
Народу едет мало, человек 10-12. Кто спит, кто накатывает, кто смотрит в окно. Кроме железнодорожников в поезде несколько рыбаков, они договорились с машинистом, где поезду остановиться, а где потом забрать их. Такое ещё возможно на периферии.
Закрытая станция Моккет. Проехали больше половины. Посёлок также расселён, но данный факт не помешал сделать ремонт и установить новую табличку.
В окрестностях станции когда-то проходила граница с Финляндией, область называлась Петсамо. Снова российскими эти земли стали после Второй мировой.
Удивительно, но раньше по ветке можно было проехать сев в поезд в столице и при этом нигде не выходя - существовал вагон беспересадочного сообщения Москва - Никель! Ходил пригородный Мурманск - Никель, который сократили сначала до Заполярной, потом до Моккета, потом до Няла, а в 2015 отменили вовсе. "Нерентабельный, пассажиропоток мал" - заключили в правительстве области и РЖД.
Деревьев становится всё меньше. Дорога поднимается в горы и берёт к северу. Ползём еле еле. Зимой здесь очень много снега. Сообщают, что однажды даже замело по крышу целый поезд! Пришлось откапывать...
Станция Луостари - третья (?) "живая" на ветке, почти приехали.
Интересно, что участок отсюда до Никеля был построен раньше остальной ж\д - ещё во времена, когда эта территория была финляндской и тоже был тупиковым, только уже с восточной стороны.
Листая галерею ниже вы узнаете подробнее про данное место.
Последние километры поезд идёт среди отвалов выработанной породы и унылой промзоне.
А сама станция Заполярная и бывший вокзал находятся на территории комбината "Печенганикель". Весьма необычное расположение для станции общего пользования.
Рядом гигантские карьеры и рудники, из которых десятки лет извлекают медно-никелевую руду. Отвалы куда не посмотри. Создаётся впечатление, что перерыто всё вокруг. Этому предприятию и такому же подобному на следующей станции Никель и обязана жизнью данная ветка.
Кстати, поезд оказался в два раза быстрее, чем бывший пригородный! Ну а я, поблагодарив проводника, отправляюсь в город. Спасибо РЖД за такие маршруты.
До конца железной дороги отсюда около 25 километров, но дальше теперь так просто не доехать...
Спасибо за внимание, все фото автора, если не указано иное. 2018 год.
Ещё рассказы из рубрики "другие" ЖД:
Самая глухая ЖД европейской России. Брусничная - Лендеры. Карелия.