Обнуление президентских сроков. Законно ли это?
2020 год поражает происходящими событиями: обвал нефти, рубля и фондовых рынков, убийственный вирус непонятного происхождения продолжает “гулять” по стране, поправки в Конституцию, обнуление президентских сроков... А что дальше будет?
К слову о президентском сроке, Конституционный суд РФ посчитал “поправку Терешковой” вполне себе легитимной, как и все остальные поправки (а были ли в этом сомнения?). Законно ли вообще все взять и “обнулить”? Давайте разбираться и делиться своими мнениями на этот счет.👉🏻
❗️О судьбоносном для страны решении
В Государственной Думе продолжают считать, что это желание нашего народа. Вся надежда оставалась лишь на судей Конституционного суда, однако они признали допустимым обнуление сроков президентских полномочий. И своим решением они открыли действующему Президенту “дорогу к светлому будущему”, а именно возможность поуправлять страной в 5 и 6 раз. При этом упорно твердя, что положение не противоречит конституционному запрету на присвоение власти в стране.
“Лицо избирается, пусть неоднократно и подряд, но на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права”.
Возникает вопрос: а есть ли у нас вообще такое право?🤔
❓Как КС аргументирует свое решение?
Поскольку все изменения в основной закон страны должны быть поддержаны голосованием нашего народа, возможность занять должность президента в очередной раз возникнет только лишь при желании людей. Это ключевая мысль судей. И в любом случае конкурентные выборы состоятся, а глава государства будет избран только при поддержке избирателей.
Примечательно, что подобный механизм уже рассматривался в 1998 г. Тогда встал вопрос, имеет ли право Борис Ельцин в 2000 году баллотироваться в президенты 3 раз. Конституционный суд, толкуя часть 3 статьи 81 Конституции, поддержал обратившуюся с запросом Госдуму и высказался против обнуления президентского срока. Так что им сейчас помешало принять аналогичное решение?
“Нынешняя ситуация отношения к той не имеет, говорится в заключении КС”.
Смысл заключается в следующем: тогда статья 81 об исчислении президентских сроков никак не менялась, назревший вопрос рассматривался с точки зрения строго установленного ограничения.
Сейчас парламент принял специальную норму, которая проявляется в статье 81 и в переходных положениях, и затем Президент попросил Конституционный суд оценить законность поправок. На первый взгляд, юридически “идеальный” механизм сработал.
❓А теперь о том, почему с правовой точки зрения это все выглядит как абсурд?
1.Соображения относительно самой поправки
Очевидно, что обнуляющая срок поправка нарушает принцип сменяемости власти в нашей стране. Президент таким образом продолжает создавать и укреплять систему “разделяй и властвуй”.
Далее, нормативный правовой акт должен действовать в отношении неопределенного круга лиц. А сейчас мы наблюдаем диаметрально противоположную картину. Поправка носит индивидуальный характер и явно предназначена для одного лица. И все мы понимаем, о ком идет речь.
Кроме всего прочего, поправка лишает смысла саму Конституцию. Теперь это больше не ограничитель. При надобности в нее можно будет включить любое удобное властям переходное положение.
2.Любопытные факты о самом рассмотрении
На рассмотрение объемного количества поправок отводилось 7 дней. А по факту “на все про все” у суда ушло около 2 суток с момента поступления запроса президента. Судьи КС по своему усмотрению обошли некоторые важные процедурные моменты: предварительное изучение обращения, назначение судьи-докладчика, проведение слушания по делу и провозглашение решения. Такая упрощенная процедура не содержится ни в поправках в Конституцию, ни в ФКЗ “О конституционном суде”.
Какие у вас есть мысли на это счет? Делитесь своим мнением в комментариях
Понравилась статья? Ставь👍🏻
Еще больше актуальной информации по разным темам ищите на нашем YouTube канале: