Сначала — немного личного. Фильм «Однажды двадцать лет спустя» (1981) в своё время очень меня разочаровал — дети моего поколения поймут, что хочу сказать. В 1970-1980-х годах в большой моде у подростков была серия Александра Дюма о мушкетёрах и некоторые наши девочки решили, что это — экранизация романа «Двадцать лет спустя» - в продолжение трёхсерийной саги с Михаилом Боярским. Но — нет. Какая-то мамочка в исполнении Натальи Гундаревой, многодетность, обыденщина. Сейчас я с интересом пересматриваю эту кинокартину (тогда как «Трёх мушкетёров» мне хочется переключить на второй секунде).
Теперь о сюжете «Однажды...», где нам показали великую вещь — супружество и материнство, как тяжёлую, прекрасную работу, рядом с которой меркнет всё — и кандидатские диссертации, и карьерные лестницы, и большие деньги. Надя Круглова — просто мама, а её бывшие одноклассники что-то такое делают. Важное. И это не какие-то там менеджеры по закупкам просроченных йогуртов и не арт-директора коворкингов. Там — серьёзные дядьки и тётки которые к сорока годам уже — профи. А не «...ищу себя, живу с бойфрендом, детей пока не планируем».
- Фрагмент взят из видеоблога автора теста.
Несмотря на то, что фильм — апологетический, хвалебный, однако в этой солнечной картине есть страшные моменты. Одна из таких сцен — в магазине когда многодетную мать начинают подозревать в скупке вещей и — спекуляции. Ни для кого не секрет, что в СССР возникали перебои с товарами пищевой и лёгкой промышленности, чем и пользовались хитрые дамочки, «работавшие» под многодетных мам. Часто при завозе «дефицита» продавец объявлял очереди: «Больше двух (вещей) в одни руки не даю!» Иной раз спекулянтки заходили в магазин днём, когда очередей могло не быть и действительно собирали всё подчистую - потом «толкали» своим людям.
Именно за такую деловую даму и приняли Надю Круглову. Вообще, к многодетным мамам отношение было ...сложное. «Куда они всё рожают?» - говорили им вслед (и говорят поныне), усматривая в подобной самореализации некую корысть. Или — желание увильнуть от большого дела, вроде строительства, науки, искусства. Одноклассники рассказывают о свершениях в нужных областях. А что же Надя - бывшая отличница? Неужели растратила талант? Хорошо снят диалог с красивой, моложавой подругой юности - у той пустота на фоне благополучия.
А здесь нам явили прямолинейно: все эти профессора — бывшие одноклассники Нади Кругловой — не настолько важны, как «просто мама», ибо их тоже кто-то произвёл на свет. Кроме того, мы видим, как трудно даётся Наде это «самое естественное» дело — воспитание детей. «Я постоянно хочу спать», - рыдает женщина. И — перекраивает своё вечернее платье, создавая для одной из дочерей платье Снегурочки. У детей всё должно быть самое красивое. И женщина-мать идёт на эту маленькую - как нам кажется! - а по факту громадную жертву. Но так и счастья у неё больше, чем у иных...