Майских дождей пора.
Словно море светится огоньками
Фонари ночных сторожей. (Басё ).
По итогам японо-китайской войны Японская империя получила огромную контрибуцию с побежденного Китая(правда почему-то русскими деньгами).Только это не компенсировало самураям неудовлетворенности итогами войны в сфере территориальных приобретений.Поэтому полученные огромные деньги были направлены не на повышение уровня жизни сильно ужавшегося во имя военного бюджета населения и даже не на путешествия японской элиты по Баден-Баденам и Ниццам. В полном соответствии с самурайской этикой деньги отправили на закупку оружия,чтобы все-таки добиться поставленных целей по влиянию в Корее и Китае.
Полное понимание японские интересы встретили в Лондоне,да и в Вашингтоне.Им как раз требовался противовес активно продвигающейся на восток Российской империи.В результате японцы приняли в 1896 году Вторую чрезвычайную программу пополнения флота ,технически и финансово поддержанную англо-саксами.
Помимо основы флота-броненосцев и броненосных крейсеров,программа предусматривала строительство крейсеров бронепалубных,которые у японцев стали важнейшим элементом флота.
В то время признанным лидером по строительству крейсеров была британская фирма "Армстронг" в Эльхвике. Построенные здесь скоростные и отлично вооруженные крейсера как горячие пирожки разлетались по всему миру-во флоты морских держав второго и третьего ранга.
Сотрудничество с "Армстронгом" японцы начали с выкупа в начале 80-х годов строившихся для Чили крейсеров-названных в Японии "Цукуси" и "Идзуми",став первыми обладателями крейсеров нового стандарта-т.н. "эльсвикских".В 80-х годах "Армстронг" построил для японцев "Наниву" и "Такачихо",а после "изгнания французов" из Японии- знаменитый "Иосино"(1893).
По программе 1896 года Эльсвик создал для японских заказчиков по проекту своего ведущего инженера Филиппа Уаттса еще более удачный -"Такасаго".При водоизмещении чуть более 4000 тонн это 2 203 мм и 22 скорострельных орудия(10 120 мм и 12 76 мм), приличное бронирование-до 114 мм на скосах и 23 узловая скорость.
Получив удачный проект японцы решили сходить "налево",проверить насколько выгоднее и интереснее может быть постройка кораблей в бурно развивающихся Соединенных Штатах Америки.Заказ на строительство двух новых крейсеров получили две американские верфи-Крампа в Филадельфии и «Юнион Айрон Уоркс» из Калифорнии.
Новым крейсерам дали имена в честь честь горы Касаги, расположенной в современной префектуре Киото в центральной части Японии и в честь города Титосэ, старейшего японского города на острове Хоккайдо- "Касаги" и "Читосе"("Титосе" ,""Читозе").
Американцы не смогли полностью оправдать надежды японских заказчиков,их судостроительные технологии еще уступали британским. Поэтому американские крейсера получились несколько крупнее и показали меньшую скорость.Живучесть выросла за счет увеличения количества водонепроницаемых отсеков.
Зато американцы облегчили работу орудийной прислуге-подача и установка снарядов были снабжены электроприводами.Элеватор поднимал снаряд из погреба ,затем на специальной тележке по рельсам,проложенным на палубе, снаряд доставлялся прямо к орудию.
Однако крейсера были чрезвычайно уязвимы к боевым повреждениям. Вывод из строя рельсов и тележки на открытой палубе даже осколочным попаданием уничтожал всю "механизацию" зарядного процесса,а перетаскивание вручную 113 килограммового снаряда главного калибра требовало совместных усилий нескольких тщедушных японцев. Скосы бронепалубы по расчетам должны были выдерживать попадание 203 мм снаряда,но взрыв такого снаряда на палубе мог выкосить добрую половину расчетов скученных на палубе десятков орудий,прикрытых лишь орудийными щитами.
Помимо этого перевооруженные корабли имели весьма посредственную мореходность.Построенные на разных верфях,крейсера незначительно отличались друг от друга.
Строили американцы традиционно быстро,менее чем через 2 года после закладки они вошли в строй. Британский "Такасаго" строился дольше-ровно 2 года.
Проект "Касаги",кстати,предлагался Крампом в качестве прототипа будущего "Варяга".Но у России была совершенно другая концепция крейсеров.
Бронепалубные крейсера типа «Касаги»笠置型防護巡洋艦 .
«Касаги» IJN “Kasagi” 笠置 «Вильям Крамп и сыновья», Филадельфия, США.Заказан к постройке 1896. Строительство начато 13 февраля 1897. Спущен на воду 20 января 1898. Введён в эксплуатацию 24 октября 1898. С 1910-учебный корабль.Затонул 10 августа 1916 в Сангарском проливе (пролив Цугару) в результате кораблекрушения
Водоизмещение 4900/6066 т. Длина 114,15/121,47 м. Ширина 14,9 м. Осадка 5,41 ; 6,34 м м. Бронирование-палуба: 37—63 мм (скосы 114 мм)
щиты 203-мм орудий: 63-114 мм
щиты 120-мм орудий 63 мм
боевая рубка: 114 мм
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения,12 Цилиндрических паровых котлов,15000 л.с. Движитель 2. Скорость хода 22,5 узлов проектная максимальная. На испытаниях при 13.492и.л.с.-22,75узл. ,форсированная- 22,87 узлов.Уголь: 350/1000 т. Дальность плавания 4000 миль ,4.200 миль (11,5) . Экипаж 405 человек.
Вооружение-2×1 203 /40 -мм,10×1 120 /40 -мм,12×1 76 /40 -мм,6×1 47-мм.
«Читосэ» IJN “Chitose” 千歳 "Юнион Айрон Воркс" , Калифорнии, США. Заказан к постройке 1896 год. Строительство начато 16 мая 1897 года. Спущен на воду 23 января 1898 года. Введён в эксплуатацию 1 марта 1898 года. С 1922 корабль береговой обороны 2-го класса . Выведен из состава флота 1 апреля 1928 года. Потоплен 19 июля 1931 года в ходе учебных стрельб как корабль-цель
Водоизмещение 4760/4992/5598 т. Длина 114,9/ 115,2 / 120,4 м. Ширина 14,9/15 м. Осадка 5,37-6,04 м. Бронирование-палуба- 37—63 мм (скосы 114 мм) ,щиты 203-мм орудий- 63-114 мм, щиты 120-мм орудий- 63 мм ,боевая рубка- 114 мм. Двигатели- 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 12 Цилиндрических паровых котлов,15 000 и.л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 22,5 узлов проектная максимальная. На испытаниях при 13.492 и.л.с.-21узл. ,форсированная- 22,67 узлов. Уголь: 350/1000 т. Дальность плавания 4000 миль ,4500 (11 уз.) . Экипаж 434 человека.
Вооружение-2×1 203 /40 -мм,10×1 120 /40 -мм,12×1 76 /40 -мм,6×1 47-мм(2-47 мм пушки на 1918).
По торпедному вооружению в источниках присутствуют совершенно разные сведения по обоим крейсерам-4 или 5 381 мм или 4 457 мм торпедных аппарата.Экипаж- от 410 до 440 человек.
В 1910 — 1912 годах устаревшие цилиндрические котлы заменены на 12 новых системы Миябара,в 1910 на "Читосе",в 1912 на "Касаги".
Корпус крейсеров стальной-с двойным дном и с 16 водонепроницаемыми переборками. Число водонепроницаемых отсеков было доведено до 130 на «Читосэ» и до 142 на «Касаги» (в двойном днище — по 16 и 15 соответственно). Водоизмещение превышало контрактное(у "Читосэ" на 105 тонн).Мореходность перегруженных кораблей была невысокой.
Силовая установка состояла из двух паровых машин тройного расширения,мощностью 15 000 л.с. и ,в отличие от "Такасаго" , 12 цилиндрических котлов. Нормальный запас угля на «Читосэ» составлял 350 т, полный — 1000 т. Расчетная дальность плаванья до 4200 миль 12-узлового хода. На испытаниях «Касаги» развил скорость 22,75 уз. при мощности 13 492 л.с.
Котлы, машины и погреба боезапаса были защищены карапасной броневой палубой толщиной в 63 мм, на скосах — 114 мм. 203-мм орудия прикрыты 114-мм щитами. Толщина брони боевой рубки крейсера составляла 114 мм. Вся броня никелевая ,«гарвеевского» типа
Главный калибр крейсера — два 203-мм скорострельных орудия раздельного заряжания системы Армстронга с длиной ствола 45 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 18 000 м, максимальная скорострельность до 2 выстрелов в минуту. Одно орудие устанавливалось на полубаке, другое — на полуюте. Угол обстрела каждого орудия — по 270 градусов. Поворот орудия осуществлялся как электромоторами со скоростью 270 градусов в минуту, так и вручную.
Артиллерия среднего калибра состояла из десяти 120-мм скорострельных орудий раздельного заряжания системы Армстронга с длиной ствола 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы составляла до 9000 м, максимальная скорострельность до 12 выстрелов в минуту. Два орудия устанавливались в одноорудийных казематах в носовой части крейсера, остальные восемь орудий устанавливались в спонсонах на верхней палубе.
Двенадцать 76-мм скорострельных орудий устанавливались: два в носовом каземате под полубаком, два в кормовом каземате под полуютом в командирской каюте, остальные восемь — на верхней палубе между 120-мм орудиями. Длина ствола орудия составляла 40 калибров. Максимальная дальность стрельбы до 10 000 м, максимальная скорострельность до 15 выстрелов в минуту.
Шесть 47-мм скорострельных пушек Гочкиса устанавливались: две на верхней палубе по одному с каждого борта у грот-мачты и по два на каждом марсе мачт крейсера. Орудия были прикрыты легкими щитами. Максимальная дальность стрельбы составляла до 6000 м, максимальная скорострельность до 20 выстрелов в минуту.
Боезапас в мирное время для каждого орудия составлял: для 203-мм по 100 выстрелов на каждое орудие, 120-мм — по 200, 76-мм — по 300, 47-мм — по 400.
На «Читосэ» было установлено пять 356-мм надводных торпедных аппаратов, четыре бортовых и один расположенный в форштевне. Боезапас торпедных аппаратов составлял 25 торпед.
"Читосе" стал своеобразным символом американо-японской дружбы. При спуске на воду бутылку калифорнийского вина об его борт разбила племянница губернатора Калифорнии .До Йокосуки "Читосе"добрался первым- 30 апреля 1898 года .
"Касаги" уже на следующий день после вступления в строй попал в историю- был привлечен к участию в параде в честь окончания испано-американской войны. А уже в ноябре 1898 года он начал переход в Британию,где ему предстояло получить 152 мм армстронговские орудия.16 мая 1900 года крейсер встретила Япония.
1900 год стал весьма насыщенным для корабля-13 апреля ,во время Больших маневров Императорского флота,он столкнулся в тумане с пароходом «Майядзима Мару» .Крейсеру хоть бы что,а пароходу пришлось выбрасываться на ближайший берег.В маневрах ,кстати,участвовал и "Читосе".
В том же году "Касаги" вошел в состав международных сил по поддержанию мира подавлению восстания ихэтэуаней в Китае.52 матроса из экипажа вошли в десантную роту и воевали на берегу.
В августе 1901 года «Касаги» вместе с крейсером «Ивате» посетил с визитом Владивосток.
"Касаги","Читосе","Такасаго" и "Иосино" в русско-японской войне составили вместе с авизо "Тацута" Третий боевой отряд Объединенного флота. Быстроходные однородные и мощные крейсера активно использовались для разведки ,набегов и охранения главных сил. Надоедливых визитеров наши моряки прозвали "собачками" за назойливость и настырность. Флагманским кораблем вице-адмирала С.Дева стал "Читосе".
В войне отряд потерял "Такасаго".подорвавшийся на мине в декабре 1904 года у Порт-Артура.
9 февраля оба крейсера участвовали в нападении на Порт-Артур после ночной атаки миноносцев."Касаги" выпущено 17 снарядов (в том числе 3 — 203-мм и 8 — 120-мм). Прямых попаданий в крейсер не было, однако в результате близкого разрыва русского 12-дюймового снаряда треснула коечная сетка у орудия № 9, также получил повреждение дефлектор вентилятора передней дымовой трубы, перебита одна из швартовых цепей."Читосе" вел огонь по «Аскольду» и «Новику»,повреждений не имел.
"Читосе" возле Порт-Артура неоднократно вел разведку, обеспечивал действия миноносцев и брандеров. 25 февраля участвовал в потоплении миноносца «Внушительный». 26 февраля крейсер во главе отряда поддерживал свои миноносцы в ходе боя с русским миноносцем «Стерегущий».
В марте 1904 года «Касаги» и «Иосино» вошли в состав 2-го боевого отряда 2-й эскадры Объединённого флота под командованием вице-адмирала Камимура, приняв участие в первом походе к Владивостоку и обстреле города.
13 апреля крейсера уже в составе своего отряда вели бой с крейсером «Баян», вышедшем на помощь миноносцу «Страшный».
14 мая «Касаги» действовал в составе отряда адмирала Насиба. На глазах его экипажа подорвались на русских минах броненосцы "Хацусе" и "Ясима". «Касаги» пытался оказать помощь «Хацусе», но в 12.33 броненосец подорвался на второй мине и быстро затонул. «Касаги» принял участие в спасении людей, подняв из воды 134 человека, и отогнал огнем русские миноносцы, вышедшие из Порт-Артура.
10 августа в ходе боя в Жёлтом море «Касаги» вёл огонь по броненосцу «Полтава», и вместе с "Читосе"участвовал в неудачном преследовании «Аскольда» и «Новика».
15 августа «Читосе» и «Цусима» были направлены к Хоккайдо для перехвата крейсера «Новик». 20 августа в бою между «Новиком» и «Цусимой» «Читосе» принять участие не успел, но на следующий день обстрелял уже затопленный корпус русского крейсера на рейде Корсаковска. Отомстил.
Крейсера приняли полноценное участие в Цусимском сражении,в своем 3-ем боевом отряде вице-адмирала С. Дева .Флагманским кораблем в этот раз стал "Касаги". Именно по «Касаги» был сделан первый выстрел сражения с броненосца «Орёл». В 14-30 крейсера 3-го отряда вступили в перестрелку с русскими крейсерами «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», параллельно обстреливая попадавшие в зону обстрела плавучую мастерскую «Камчатка», буксирный пароход «Русь» и транспорта.
В 17.08 «Касаги» получил попадание снарядом ниже ватерлинии, в результате чего была затоплена угольная яма и одно котельное отделение. Корабль был вынужден выйти из боя для исправления повреждений. «Читосе» сопроводил его до базы, затем, приняв на борт вице-адмирала С.Дева, вернулся для участия в сражении на следующий день. Так одним удачным выстрелом из боя были выведены два крейсера 1-го класса и один из адмиралов.
Увы,у японцев в бою было одиннадцать адмиралов против трех русских. Не проблема.
Вернувшись утром 15( 28) мая «Читосе» обнаружил миноносец «Безупречный», который шел в одиночку по направлению к Владивостоку. После часового боя «Безупречный» был потоплен, спасенных не было. Уже после сдачи остатков русской эскадры «Читосе» принял участие в безуспешной погоне за крейсером «Изумруд».
По итогам боя "Касаги" получил тяжелые повреждения и вышел из строя.По официальным данным потери составили 1 убитый и 9 раненых. "Читосе" тоже досталось,после флагмана ему прилетело два попадания ,потери -2 убитых и 4 раненых.
После Цусимского сражения в июле «Читосе» принимал участие в прикрытии высадки дополнительных войск на севере Кореи(больше некому было). А потом,в конце июля — ушел на ремонт в Майдзуру
«Читосе» в 1907 года совершил кругосветку, приняв участие в праздновании 300-летия первого поселения англичан в Северной Америке.
«Касаги» в октябре 1908 года принимал участие в первых крупных послевоенных манёврах Императорского флота , действуя в составе второй эскадры под командованием вице-адмирала С. Дева. С 1910 года «Касаги» служил в качестве учебного корабля. С октября 1910 по март 1911 совершил плавание с кадетами на борту к Гавайским островам.
Во время первой мировой войны "Касаги" продолжал обучение курсантов,а "Читосе" патрулировал между Сингапуром и Борнео.
20 июля 1916 года "Касаги" выскочил на камни в Сангарском проливе (пролив Цугару). Серьёзные повреждения корпуса не позволили спасти корабль,наиболее ценное оборудование было демонтировано,экипаж покинул крейсер . "Касаги" затонул 10 (по др. данным 13)августа 1916 года.
В 1922 году «Читосе» был переклассифицирован в корабль береговой обороны 2-го класса и частично разоружен,а в 1928 году исключен из боевого состава флота. Затем переоборудован в корабль-цель № 1 (Hai Kan No. 1) и 19 июля 1931 года был потоплен в ходе учений в проливе Бунго в бухте Сакки .
Крейсера типа "Касаги" представляли собой несколько увеличенные "Такасаго" с улучшенным разделением на отсеки. При мощном вооружении и неплохой скорости они имели довольно слабый корпус и низкую мореходность. В боевых условиях русско-японской войны они неплохо себя показали,обеспечивая постоянное напряжение для русского флота. "Собачки" появлялись регулярно,создавая угрозу для действий русских миноносцев и минных заградителей.
Русским крейсерам при Цусиме удалось сильно повредить "Касаги",только к осени 1908 года он смог ненадолго вернуться к службе.Но полноценной боевой единицей так и не стал.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.