Знаменитая песня Леонарда Коэна (Leonard Cohen) “Halleluja” («Аллилуйя») на Западе считается одной из величайших когда-либо написанных песен. У нас она такой высокой оценки никогда не получала – по крайней мере, никаких внешних атрибутов успеха не было, – например, в виде обилия каверов или частой радио игры. Может быть, причиной тому является тот факт, песня в большей степени обязана своему успеху поэзии Коэна.
Леонард Коэн: «На написание «Hallelujah» ушло почти 5 лет – текст был проблемой. Я исписал две тетради, но ничего не получалось. Помню, как сидел в одном белье на ковре своего номера в нью-йоркском отеле «Роялтон», бился головой об пол и говорил себе: «Я не могу закончить песню»».
Что касается западных каверов на песню “Halleluja”, то их существует много, и среди исполнителей были John Cale, k.d.lang, Rufus Wainwright, Bon Jovi, Bono. Всего на данный момент песня имеет более 300 официальных кавер-версий.
Мне бы хотелось сосредоточится сегодня на версии Джеффа Бакли (Jeff Buckley), причём в концертном варианте: он выступает живьём в клубе «Cabaret Metro» (Чикаго, 1995 год).
Интересно, что кавер в исполнении Бакли был инициирован прослушиванием не оригинала, а версии Джона Кейла. Может быть, именно такой необычный подход помог раскрыть неведомые грани музыкального и поэтического таланта Коэна. Успех этой версии - а мы об этом поговорим чуть позже, - произошёл в первую очередь за счёт слияния тонкого исполнительского мастерства Бакли с авторским талантом Коэна: молодой исполнитель смог добавить в песню некую хрупкость и нежность. Похоже, Бакли совершенно очаровал аудиторию своей версией.
Первоначально записанная Леонардом Коэном для его альбома 1984 года Various Positions, «Аллилуйя» была одной из самых незатейливых записей Коэна. Но, наверное, в ней было заложено то, что впоследствии позволило ей расцвести пышным цветом.
Можете сравнить – вот её вариант в исполнении Леонарда Коэна.
Очевидно, что «Аллилуйя» обладает способностью расцветать каждый раз по-новому в зависимости от исполнителя. И у Джеффа Бакли это произошло в полную силу.
Песня вошла в его единственную “полнометражную” пластинку Grace (1994), после чего трек стал неким нарицательным моментом в истории музыки. Вот несколько вех успеха этой версии.
В 2004 году «Аллилуйя» в исполнении Бакли заняла 259-е место в списке журнала «Роллинг Стоун» «500 величайших песен всех времен». В том же году журнал «Тайм» так охарактеризовал версию Бакли: «Он сумел отнестись к песне, как к крошечной капсуле времени человечества, используя свой голос, чтобы пробиться между славой и грустью, красотой и болью. Это одна из замечательных песен».
В сентябре 2007 года опрос пятидесяти авторов песен, проведенный журналом Q, назвал «Аллилуйя» среди «Топ-10 лучших треков» за всю историю, а певец Джон Ледженд (John Legend) посчитал версию Бакли «более совершенной, чем оригинал». «Слова песни «Аллилуйя» просто невероятны, и мелодия великолепна, но именно в интерпретации Джеффа она стала одной из самых красивых песен, которую я когда-либо слышал», - вот его слова о песне.
В 2009 году трек Бакли занял третье место в списке «Triple J. Hottest All Time 100», составленном по опросу слушателей, проводимому каждые десять лет австралийской радиостанцией Triple J.
В 2017 году газета The International Observer назвала версию «Аллилуйя» Бакли «величайшей песней всех времен».
Думаю, что все эти почётные эпизоды касались в первую очередь студийной записи этой песни – вот она.
Но мне хотелось показать вам именно ту версию, когда Бакли исполняет её вживую: она точно приобретает некую дополнительную сущность.
P.S. Чтобы добиться более высокого звучания гитары, Бакли играет песню с капо на 5-ом ладу в позиции G – и она тогда звучит в до-мажоре, но более «воздушно», чем в открытой позиции.