В первые месяцы Великой Отечественной войны Красная Армия не имела более менее массовых образцов надежного противотанкового оружия пехоты - таковыми полагались ручные гранаты и противотанковые пушки калибра 45-мм (имелись и 37-мм, а также некоторое количество 57-мм). Предполагалось, что огонь по танкам будет вести также дивизионная артиллерия.
Это тем более странно, если вспомнить, что СССР закупил в Германии различные образцы танков, а опыт боев в Польше и Франции говорил о предстоящем массированном применении противником бронетанковых частей, уязвимости противотанковых орудий малого калибра, которых к тому же постоянно не оказывалось в достаточном количестве в нужное время в нужном месте.
Советское военное руководство ошибочно полагало, что в предстоящей войне Красная Армия столкнется с "тяжелыми танками" противника, против которых противотанковые ружья будут бесполезны, а для сокрытия своих реальных возможностей немцы продают нам устаревшие машины. Однако в 1941 году никаких тяжелых танков не было и в помине, а насколько взгляды командования на вооружение немецких Панцерваффе соответствовали реальности, можно судить, например, вот по этой брошюре.
По сути это больше агитационное пособие, чем практическое - информация о некоем политруке, уничтожившим десять танков бутылками с зажигательной смесью вызывает определенные сомнения сейчас, но тогда свои задачи подобная литература все-таки решала - у солдат возникало понимание, что танк не является неуязвимым монстром и уничтожение его в ближнем бою силами пехотного подразделения вполне реально.
Обращает внимание на себя тот факт, что авторы пособия не до конца представляли себе, какие образцы бронетехники имеются у врага и какие из них применяются на Восточном фронте.
Так в брошюре имеется иллюстрация с указанием уязвимых мест танка, отдаленно напоминающего Pz II, однако в главе, где сравниваются советские и немецкие танки (внешние отличия) с легким Т-26 присутствует рядом почему-то Pz I, которых уже к тому времени в атаках на позиции советской пехоты можно было встретить очень редко.
В 41-м году "Двойка" и танки чехословацкого производства для пехотных частей, не имеющих противотанковых ружей и других ручных противотанковых средств, представляли серьезную угрозу. Однако такой танк выводился из строя близким разрывом фугасного снаряда 122-мм гаубицы, а то и 76-мм пушки. Чехословацкие машины в брошюре указаны обе, хотя традиционно на себя похожи мало. Их сравнивают с советским БТ.
Относительно заблуждений о "немецких тяжелых танках" показателен будет следующий пример:
Имея некоторое представление о трофеях французского происхождения, принятых Вермахтом на вооружение, авторы и тут проявили бурную фантазию (см фото внизу - правая картинка), не указав при это S-35, которые как раз на Восточном фронте иногда попадались.
Немецкий Pz III приводится в сравнении с Т-28 (вот уж не спутаешь), "четверку", как уже отмечалось, авторы проигнорировали, равно как и Т-34.
Обратимся теперь к тексту.
Понятно, что обсуждаемое пособие было сверстано впопыхах, содержит массу смысловых и фактических ошибок, но и это лучше, чем ничего. Иначе пустота заполняется сказками паникеров и болтунов. В жарких боях лета 1943 года на Курской дуге Красная Армия показала, на что способна продуманная и грамотно организованная противотанковая оборона, поддержанная заградительным огнем тяжелой артиллерии и усиленная минными полями. Даже качественное превосходство немецких танковых войск на тот период не смогло качнуть маятник истории в обратном направлении - с этого момента и до самой Победы враг отступал, "сокращал линию фронта", иногда контратаковал, но никогда более не пытался вернуть стратегическую инициативу. История не терпит "если бы", все это знают. Но все же... Если бы результаты испытаний немецких танков, купленных еще до войны, в виде понятных и доступных рекомендаций по борьбе с ними поступали в части хотя бы с мая 41-го... Если бы все те средства борьбы с танками, которые экстренно создавались в первые месяцы войны за считанные недели, были созданы и внедрены хотя бы на полгода раньше... Всего двух этих "если бы" хватило, чтоб цена нашей Победы стала меньше в разы. Почему вышло наоборот, автор не готов однозначно ответить. Возможно потому, что зачистка разного рода самопальных военных и технических гениев, обладающих к тому же потрясающей способностью пролезать без смазки в невозможно узкие места (типа "конструктора" Дыренкова) и активно толкаться при этом локтями, началась слишком поздно? Кто знает...
В продолжении статьи мы приведем документы частей, содержащие рекомендации по борьбе с разными типами немецких танков в разные годы войны.