Найти тему
Русская Стратегия

Забытые герои Великой войны: Платон Лечицкий

Весной 1917 г., когда Петросовет и Временное правительство положили начало развалу Русской Армии, в Петроград возвратился и поселился частным лицом один из лучших полководцев длящейся войны – генерал Платон Алексеевич Лечицкий. Новые «порядки» 60-летний генерал принять не мог, а оттого вынужден был покинуть Армию, коей отдал бОльшую часть своей жизни.

В один из вечеров к нему наведался недавно произведённый в генералы барон П.Н. Врангель, коего Лечицкий знал со времён Буковины: Уссурийская дивизия, в которой сражался Пётр Николаевич, входила в состав армии Платона Алексеевича. Врангель имел к пожилому генералу важное дело. Вместе с другими офицерами он пришёл к заключению о необходимости концентрации власти в руках популярного военного вождя, который сможет навести порядок и спасти Россию от надвигающейся катастрофы. Лишь два человека подходили на эту роль – Корнилов и Лечицкий. Лавр Георгиевич только что оставил пост командующего Петроградским военным округом и принял под своё начало 8-ю армию. Вакантное место было предложено Платону Алексеевичу, но тот отказался принять его. Барон Врангель горячо убеждал пожилого генерала изменить решение, предлагая использовать налаженную им и его соратниками работу для спасения гибнущего Отечества.

Лечицкий внимательно выслушал Петра Николаевича, но лишь скептически покачал головой:

– Все, что вы говорите – совершенно верно, мы все так думаем. Но я заместителем генерала Корнилова не буду. Я и из армии ушел, так как не мог примириться с новыми порядками. Я старый солдат. Здесь же нужен человек не только твердый и честный, но и гибкий. Кто-либо более молодой будет, вероятно, подходящее.

Своих решений Платон Алексеевич не изменял никогда. Разве что один раз, давным-давно, когда он, сын гродненского священника, намеревавшийся пойти по стопам родителя, оставил Литовскую духовную семинарию и поступил в Варшавское юнкерское училище, кое закончил в 1879 г.

Боевой путь Лечицкого начался 19 лет спустя. В 1898 г. он, уже произведённый в подполковники, был командирован вместе со своим полком в составе отряда для занятия крепости Порт-Артур. Ещё через два года Платон Алексеевич участвовал в подавлении китайского боксёрского восстания. Его 4-й Восточно-Сибирский стрелковый полк был назначен в состав Северо-Манчжурского отряда генерала Сахарова. За неоднократные отличия в сражения Лечицкий был произведён в полковники и назначен временно командующим 1-м Восточно-Сибирским стрелковым Е. В. полком и комендантом Мукдена.

В войну Русско-Японскую Платон Алексеевич вступил во главе 24-го Восточно-Сибирского стрелкового полка. Его блестящие действия в ходе этой кампании принесли ему орден Святого Георгия 4-й ст. за выдающееся мужество и чин генерал-майора. Кроме того, Лечицкий был пожалован генерал-адъютантом и зачислен в Свиту Его Императорского Величества.

Примечательно, что Платон Алексеевич не имел высшего военного образования, т.к. не окончил Николаевской академии Генштаба. И никаких связей в высоких кругах сын скромного священника не имел и не мог иметь. Но это нисколько не помешало ему, самородку военного искусства, сделать блестящую карьеру в Русской Императорской Армии. К началу Великой войны он уже носил чин генерала-от-инфантерии и командовал Приамурским военным округом.

В армии Лечицкий был известен большой строгостью и к себе, и к подчинённым, но при том – большим вниманием к их нуждам, справедливостью, честностью. Советский военачальник А.И. Верховский, служивший под началом Платона Алексеевича в Великую войну, вспоминал о нём так: «...Маленький, сухой старичок, весь белый, с большими белыми усами, с упорным взглядом узких, недоверчиво смотревших глаз, этот генерал отличался большой честностью, военным чутьем и осторожностью. Мало того, он по-своему любил солдат, изучал и знал их положительные и отрицательные черты. Вся его деятельность была подчинена правилу: семь раз отмерь и только потом отрежь. И нужно сказать, что в тех условиях, в которых находились войска, при том явно выраженном нежелании солдат воевать это была единственно возможная линия.

Лечицкий выдвинулся во время русско-японской войны именно этими качествами. Он с большим вниманием следил и за настроением бойцов, и за тем, чтобы они были сыты, одеты и обуты. «Солдат без подошв — не солдат», — любил говорить Лечицкий и никогда не требовал от своих частей усилий, которые были выше их возможностей».

Ещё один редкий пример: генерал Лечицкий прошёл практически всю войну во главе одного-единственного воинского соединения – 9-й армии. Армия эта участвовала во многих знаковых и славных операциях – Галицийской битве, Варшавско-Ивангородской операции, Луцком прорыве…

Отличились 9-я армия и её командующий уже в первые месяцы войны. В ходе общего наступления Юго-Западного фронта она опрокинула противостоявшего противника, 2 сентября 1914 г. взяв Сандомир и создав плацдарм на реке Сан для удара на Краков. За Галицийскую битву генерал Лечицкий первым в Великую войну получил одну из самых высоких наград Русской Армии — Георгиевское оружие с бриллиантами. Всего в период 1914-1916 гг. лишь восемь человек были удостоены этой награды.

Контрудар австро-германцев, последовавший в том же сентябре, вынудил 9-ю армию отступить и обороняться на линии Вислы в районе крепости Ивангород. В боях перед Ивангородом русские войска дождались поражения немцев под Варшавой и 13 октября перешли в контрнаступление. 2 ноября армия Лечицкого овладела низовьями Сана, вновь создав условия для наступления на Краков. За тяжелейшие бои под Ивангородом и разгром австрийской 1-й армии Платон Алексеевич был удостоен ордена Святого Георгия 3-й степени.

Следующий этап боевого пути 9-й армии - Карпатской операция (январь—апрель 1915 г.). В условиях нехватки снарядов главной задачей Лечицкого стала организация обороны и обеспечение войск тыловым снабжением. Для преодоления позиционного тупика на его армию была возложена сложная и ответственная операция по обходу австрийской обороны и наступлении в Буковине. В ходе этой операции следовало занять Будапешт, а затем совершить поворот на север и двигаться на Краков, сбивая врага последовательно с юга на север.

Боевые действия в горах существенно отличаются от действий в открытом поле. Поэтому Платон Алексеевич издал приказ, в котором говорилось: «Фронтальная атака в горах ведёт к огромным потерям и всё-таки не даёт решительного результата, почему во всех случаях следует применять обходы и притом достаточными силами». Благодаря этой тактике, в боях 16—18 марта под Хотином 2-м и 3-м кавалерийскими корпусами была разгромлена австро-германская армейская группа Маршаля, что позволило 9-й армии занять часть южно-карпатских перевалов.

Успешному наступлению помешал германский Горлицкий прорыв, вынудивший Русскую Армии отступить. Победное шествие германской армии Маккензена на какое-то время было приостановлено конницей 9-й армии, которой командовал легендарный граф Ф.А. Келлер. Кавалерия прорвала оборону австрийцев и вышла к реке Прут, взяв города Снятынь, Коломыю, Черновицы.

Тем не менее общий откат фронта продолжался. На фоне его, 9-я армия проявила большую выдержку. Отдав австрийцам лишь район Черновиц, она сумела удержать свой фронт. Более того, передавая подкрепления соседям, армия Лечицкого старались постоянными контрударами сковать противника, чтобы не дать ему перебрасывать свои войска на другие участки фронта. В ходе атаки 19-24 мая 1915 г. на реке Прут 30-й армейский корпус А.М. Зайончковского взял 1,5 тыс. пленных. Это славное дело могло быть успешно развито, но главнокомандующий армиями фронта Н.И. Иванова вопреки доводам Лечицкого приказал отступать к Днестру.

На всю страну имя П.А. Лечицкого прогремело в дни Луцкого («Брусиловского») прорыва. Сегодня традиционно связывают эту операцию лишь с именем генерала Брусилова. Иногда вспоминается имя генерала Каледина. Имя же Лечицкого, ещё одного сотворца одного из славнейших дел Великой войны, не помнит практически никто.

9-я армия наносила в той операции вспомогательный удар, который должен был отвлечь противника от главного направления. Платон Алексеевич готовил свои войска к прорыву со всем тщанием. Им была придумана специальная должность – «полевой комендант». Он был обязан осуществлять постоянный контроль за боевыми участками, дабы ни одна лишняя душа, будь то разведчики, офицеры-наблюдатели, порученцы и прочие лица, не оказались в зоне видимости противника. Русские аэростаты и аэропланы регулярно облетали позиции, внимательно фиксируя малейшие изменения, способные вызвать у австрийцев мысли о подготовке наступления. В обстановке строжайшей секретности удалось отстроить новые плацдармы на расстоянии 100-150 метров от вражеских линий обороны. На многих участках австрийцы растянули колючую проволоку до 70 рядов, а кое-где пустили по ней ток, но мощный и точный артиллерийский удар, согласованный с пехотными начальниками до мелочей, помог прорвать оборону противника.

 За 19 дней 9-я армия продвинулась на 50 км - больше, нежели соседние армии. В Доброноуцком сражении ею была разгромлена 7-я австро-венгерская армия. В плен к русским попали около 38 тысяч солдат, более 750 офицеров и 1 генерал, были захвачены 60 орудий и 170 пулеметов. Австрийцы потеряли в бою 70 тысяч человек. Кроме того, Лечицкий заставил уйти немецкие войска, которые торопились поддержать союзников.

18 июня 1916 г. 9-я армия взяла сильно укрепленный город Черновцы, неофициальную столицу Буковины. Сделано это было вопреки приказу Брусилова, требовавшего как можно быстрее повернуть на Галич и Станиславов. Лечицкий, однако, понимал, что оставлять на левом фланге недобитую группировку и базу в крупном городе опасно. Лишь покончив с нею, он двинул свои войска на Станиславов и 11 августа взял его.

Генерал Лечицкий по общему признанию считался одним из самых талантливых военачальников Великой войны, но 1917-й год положил конец его военной карьере. 7 мая он был уволен в отставку.

Платон Алексеевич мог бы уехать в родное Гродно, в Польшу, но остался в России. В измученном красным террором, голодном Петрограде, пережившем в первые годы владычества большевиков первую блокаду, жертвы которой никем неисчислены, пожилой генерал жил в бедственном положении. Голодал. Арестовывался ЧК. Второй арест – в марте 1920 г. – стал для Лечицкого последним. Объявленный руководителем контрреволюционной военной организации, он был этапирован в Москву, где содержался в Таганской тюрьме.  Один из пяти лучших командующих армиями в годы Великой войны, ветеран трёх войн, дважды георгиевский кавалер, генерал-от-инфантерии Платон Алексеевич Лечицкий умер от истощения на 65-м году жизни 2 февраля 1921 г. в 1-й Московской тюремной больнице.

Е. Фёдорова

для Русской Стратегии

http://rys-strategia.ru/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц