Летний Вильнюс хорош. Оказавшись на вокзале, я оставил вещи в камере хранения и просто пошел бродить по улицам. Без карты, куда глаза глядят, как говорится. Первое впечатление – все сделано со вкусом. Чувствуется прибалтийский педантизм и в том, как ухожен центр города и в архитектуре и даже в том, как одеты прохожие.
Получив эстетическое удовлетворение от прогулки по Вильнюсу, я понял, что окончательно заблудился и решил зайти в оказавшийся поблизости приличный с виду отель, чтобы попросить вызвать такси. Через пять минут подъехал старый гольф, за рулем которого сидел чернокожий парень. Замечу, что за три часа своей прогулки я не встретил ни кого подобного.
Таксист идеально и без акцента заговорил со мной по-русски (говорит - четыре языка знает). Рассказал, что сам он из Каунаса, мама русская, папа олимпийский спортсмен с олимпиады. Сюда перебрался, так как кроме Вильнюса нигде в стране работы толком нет. Именно он мне посоветовал пожить отеле в старом городе в здании комплекса монастыря ордена босых кармелитов. Про то, что они были босые, я узнал позже, он этот момент или не знал или предпочел опустить. В любом случае отель интересный, атмосферный и вполне комфортный. Так же он настоятельно мне советовал не пользоваться услугами местных жриц любви, которые прогуливались вдоль дороги, ввиду крайней опасности этого мероприятия.
Ближе к вечеру я вышел из отеля и наткнулся на двух литовских полицейских – молодого человека и девушку. Полиция в Вильнюсе больше напоминает стюардов, которые всегда готовы прийти на помощь туристам. Красивая форма, опрятный внешний вид и обязательные улыбки при общении. Естественно, в отличие от Москвы, документы в Вильнюсе у меня никто показать не просил. Поэтому я сразу же обратился к ним с вопросом, как пройти до автовокзала. На ломаном русском они объяснили мне дорогу, но в их маршруте было такое количество поворотов, что запомнить все было невозможно. Я решил, что если начало пути ясно, то можно идти, а дальше спрошу еще у кого-нибудь. Я их поблагодарил и собрался идти, но полицейский меня остановил: «извините, но мне кажется, вы не совсем поняли дорогу, вы бы не могли мне повторить?» Я признался, что запомнить все не смог, тогда он, подумав и оглядевшись, показал мне вдали зеленую крышу высокого здания и сказал, что справа от него я увижу автовокзал. Мы конечно немного посмеялись с ними над ситуацией, когда я признался, что не знаю куда идти, но оцените подход, их ответственность за то, что они делают. Мне понравилось.
Прохаживаясь по Вильнюсу, мне бросилось в глаза количество старых машин, таких, на которых у нас уже почти не ездят типа вторых гольфов. Так же ощутимо меньше, чем в России, в Вильнюсе и новых автомобилей. Очень заметно. По этому компоненту создалось впечатление, что литовцы живут все же похуже.
Еще один момент, интересный для понимания страны. Когда в будний день в центре города я увидел пустые перекрестки, я спросил одного литовского знакомого, а где все люди? И почему почти нет машин? Я привык, что у нас в центре любого мегаполиса всегда пробки и куча пешеходов. Он же удивился моему вопросу и ответил: «сегодня четверг, все на работе». У нас такое тоже было раньше, еще при союзе, у них же, как будто ничего не поменялось.
Немного о литовцах. Выхожу в отеле на завтрак, и ко мне подходит бармен - солидных лет приятная литовская дама с подносом с пирожными, которые продаются на кассе. Улыбается и с акцентом спрашивает: «Можно к вам присесть, пообщаться?».
Конечно, мы разговорились. Ее очень интересовало, какие у нас сейчас зарплаты, какие цены, на еду, одежду и жилье. Особенно ее расстроила разница в стоимости коммунальных платежей, в плане же зарплат она тактично и сочувственно вздыхала. Походу разговора она предложила брать любые пирожные и в любом количестве. На мое замечание, что они чего-то стоят, она ответила: «это да, но кто их считает?».
Через пару дней мне предстояло покинуть Вильнюс и отправиться в самую, что ни на есть литовскую глубинку, в небольшой городок под Каунасом, об этом удивительном и невиданном туристами месте я напишу позже.