Продолжаю цикл материалов об украшениях в изобразительном искусстве. Вчера я рассказывала о видениях женщин-святых, в которых они обручались колечками с Иисусом Христом. Сегодня поговорим о мужском варианте этого видения.
Как вы понимаете, с Иисусом по соображениям приличия мужчина-святой обручаться не мог, с Богородицей тоже (потому что у нее есть законный муж, Иосиф Обручник, с которым она обручается на соответствующих картинах). Какой же выход найдет этот архетипический сюжет мистического брака?
Дело в том, что святой Франциск Ассизский, как сообщают его биографы, как-то обручился с Госпожой Бедностью.
А кто же две подружки невесты рядом? Но и на это дает ответ житие: Госпожа Бедность явилась ему в сопровождении Госпож Целомудрия и Послушания.
Впрочем, иногда их не рисуют, как на этой фреске из знаменитой церкви Святого Франциска в Ассизи, украшенной работами Джотто. Зато тут есть сочетающий браком -- сам Иисус Христос.
Сюжет редкий, но перепутать сложно: вряд ли какие еще женихи-монахи в рясе бывают, с нимбом и тонзурой. Невеста тоже отнюдь не в подвенечном платье, а в отрепьях зачастую, как и положено Бедности.
Иногда картина совершенно аллегорична, и посторонних людей в ней нету.
Также имейте в виду, что католических святых в подобный мистический брак вступало еще десяток-полтора, например, Тереза Авильская и Тереза из Лезье, однако их вообще никогда так не рисуют. Но если вдруг попадется -- перепутать не стыдно, и искусствоведы порой путаются на таких редкостях.
Завтра расскажу, какую роль кольцо сыграло в пошлом древнегреческом сюжете про фатум, кулинарию и расчлененку.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.