Найти тему

Возрастная психология. Сикорский А.С.

Сикорский Иван Алексеевич
Сикорский Иван Алексеевич

Иван Алексеевич Сикорский (1842-1919) российский психиатр, публицист, профессор Киевского университета Святого Владимира.

В Петербурге работал в клинике душевных болезней, затем профессором в университете на кафедре по душевным и нервным болезням.

В области психологии монография И.А. Сикорского "Всеобщая психология с физиогномикой, в иллюстративном изложении" (1912 г.) явилась крупнейшим и наиболее значительным для своего времени обобщающим трудом по этой проблематике.

Сикорскому принадлежит первая отечественная экспериментальная работа в области педагогической психологии – «О явлениях умственного утомления детей школьного возраста» (1878-1879 гг.). Анализируя характер письменных работ учащихся, выполненных до и после наступления утомления, он пришёл к выводу, что в результате любой умственной работы происходит прежде всего «утомление нервно-психического механизма», что позволило поставить вопрос о построении учебного процесса в соответствии с закономерностями психической деятельности детей. Эта работа Сикорского была в том же году опубликована во Франции и Бельгии, в 1880 г. в Великобритании. Предложенный им метод изучения утомления послужил основой организации аналогичных исследований Л. Бургерштейном в Австрии, Э. Крепелином в Германии и др.

Развивая оптимистический взгляд на возможности воспитания, Сикорский подчёркивал зависимость этого процесса от множества факторов, в особенности - от личности педагога, в связи с чем указывал на необходимость не только профессиональной, но и нравственной подготовки воспитателя.

Конечную цель воспитания Сикорский видел в гармоничном развитии личности и рассматривал 3 основных аспекта этой проблемы: гармоничное развитие различных сторон психической жизни - ума, чувства, воли; гармоничное сочетание различных сторон воспитательного воздействия - умственного, нравственного, эстетического; гармоничное развитие духа и тела, психического и физического воспитания.

В качестве основных факторов воспитания Сикорский рассматривал школу, семью и "психологическую медицину". Средством соединения этих факторов, по его мнению, является всестороннее изучение ребёнка.

Сикорскому принадлежит первое в отечественной науке систематическое исследование, посвящённое развитию ребёнка в первые годы жизни ("Воспитание в возрасте первого детства", 1884 г.). В нём Сикорский обобщил результаты наблюдений за собственными детьми, а также за детьми Петербургского воспитательного дома и новорождёнными в Надеждинском родовспомогательном заведении. На их основе он показал значение раннего детства как фундамента всего дальнейшего хода психического развития и подчеркнул, что только работы, носящие характер естественнонаучных исследований, могут создать возможность "выйти из груды педагогического эмпиризма и начать разработку принципов воспитания". Сикорский чётко определил значение исследования проблем детского развития для различных областей научного познания и для практической работы в области воспитания и обучения. Проанализировав опыт, накопленный зарубежной наукой (в первую очередь труды В. Прейера), Сикорский приступил к собственным наблюдениям за детским развитием. В этой книге он сформулировал те принципиально важные проблемы, изучению которых посвятил последующие годы и которые до сих пор являются предметом пристального внимания учёных.

Работы Сикорского были одними из первых научных работ, посвящённых изучению детей с отклонениями, он в своих трудах «…развивал идеи К. Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка».

Он указывает на разные причины отставания от нормально развивающихся сверстников, среди которых: нарушение в умственном развитии, связанное с поражением ЦНС. Учёный указывает на необходимость изучения и обучения детей с преобладанием эмоционально-волевых нарушений.

Он утверждает, что … изучение нравственного недоразвития и его исправление становится важнейшей новой практической задачей…

В работе «О заикании» Сикорский автор придавал глубокому медико-психолого-педагогическому изучению человека с отклонениями в развитии и каких достижений добился в ходе этого изучения. В своей работе он всесторонне осветил проблему заикания. В ней он на основании собственных наблюдений описал симптоматику, причины возникновения и особенности течения заикания. В работе детально анализируются физиологические и психологические особенности заикающихся. На основе этого анализа предлагается комплексный медико-педагогический метод преодоления заикания.

Исследования И. А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке.

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы