Многие водители не задумываются о работе фар, вспоминая о них только при перегоревшей лампочке. Не все знают, что лампочки надо менять парами и желательно еще до выхода их из строя.
В настоящее время в качестве источника головного света автомобиля используются галогеновые лампы, ксеноновые лампы или светодиодные фары.
Галогеновые лампы похожи на обычные лампы накаливания, источником света которых является вольфрамовая спираль, нагреваемая до высокой температуры. Атомы вольфрама от нагрева испаряются со спирали и осаждаются на менее горячих поверхностях, в частности на стекле. Таким образом, ресурс лампы уменьшатся, а стекло мутнеет.
Колбы галогеновых ламп заполнены парами брома или йода, которые вступают в реакцию с испарившимися атомами вольфрама и способствуют его осаждению не на стекле колбы, а возврату на спираль. Ресурс лампы, таким образом, увеличивается и составляет около 500 часов.
За счет периодических процессов испарения и осаждения атомов вольфрама, с течением времени лампы меняют яркость и цветовой оттенок. При замене всего лишь одной лампочки, разница может быть визуально заметной. Для того чтобы не столкнуться с неожиданным перегоранием ламп, лучше с периодичностью 1-3 года менять лампы заблаговременно.
Интереснее обстоят дела с ксеноновыми лампами.
Ксеноновая лампа представляет собой стеклянную колбу с расположенными внутри двумя электродами и заполненную смесью из инертного газа ксенона и солей металла. Источником света является световая дуга между электродами. Для того чтобы ее разжечь, требуется напряжение порядка 25000 вольт, а для поддержания около 85 вольт.
Ресурс ксеноновых ламп значительно превышает ресурс галогеновых и составляет около 3000 часов.
Но не так всё замечательно. Помимо более высокой стоимости, ксеноновые лампы также со временем значительно теряют в яркости. Спустя 2000 часов яркость ксеноновой лампы падает на 30-50%. Также заметно меняется цвет свечения.
При замене одной галогеновой лампы, надо присматриваться, чтобы заметить разницу со второй. При замене одной ксеноновой лампы, ее разница со старой будет бросаться в глаза очень сильно.
То есть ксеноновые лампы надо менять исключительно парами, а через 2000 часов эксплуатации лучше заменить даже рабочие лампы.
Светодиодные фары появились относительно недавно, но набирают популярность. Источником света в них является мощный светодиод или светодиодная матрица. Ресурс светодиодных фар обычно превышает ресурс самого автомобиля. Яркость со временем падает незначительно.
Основной минус светодиодных фар заключается в том, что они не предусматривают отдельную замену лампы. При выходе из строя, потребуется замена весьма дорогостоящей фары целиком. Но, к счастью, это маловероятно.