Найти тему
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: Лидеры эсминцев - тот же миноносец или новый класс?

Стремительное развитие носителей торпедного оружия в конце ХIX – начале ХХ века привело к появлению не только нового класса кораблей – миноносцев, но и целой серии его подвидов. В состав флотов стран мира начали входить миноносцы, миноноски, минные крейсера, контрминоносцы, истребители, эскадренные миноносцы (ЭМ), суперэсминцы и, наконец, лидеры ЭМ. Причем сразу отметим, что в разных странах данные корабли классифицировались по-разному, кроме того, следует учитывать тот факт, что со временем менялось отношение как к самим кораблям, так и к названию их класса. Лидер эскадренных миноносцев (эсминцев) как класс торпедно-артиллерийских кораблей (вернее, как подкласс) существовал в ВМС ряда стран в первой половине ХХ века и практически исчез из морской классификации после Второй мировой войны.

Согласно Морскому энциклопедическому словарю (изд. «Судостроение», 1993 год, т.2): «Лидер (англ. Leader – ведущий) – боевой надводный корабль, преимущественно с артиллерийско-торпедным вооружением, подкласс эскадренных миноносцев, предназначенный для их вывода (лидирования) в групповую торпедную атаку и артиллерийского прикрытия. Отличались от эсминцев большим водоизмещением и более мощным торпедным и артиллерийским вооружением…».

Фактически лидерами в отечественной военно-морской литературе традиционно называют как корабли, построенные для поддержки ЭМ и управления ими, так и боевые корабли, не предназначенные для подобных задач, например, французские «контрминоносцы», итальянские «скауты», а также крупные ЭМ, выделяющиеся своими характеристиками и именуемые в западной литературе «суперэсминцами». Таким образом, к числу лидеров причисляли небронированные торпедно-артиллерийские корабли, занимавшие промежуточное положение между ЭМ и легкими крейсерами. В этом смысле лидером можно считать более крупный ЭМ с усиленным вооружением, на котором имеются дополнительные помещения для размещения командования группой ЭМ (флотилией, отрядом, дивизиона).

Лидер "Ташкент" с башнями Б-2-ЛМ, 1941 год
Лидер "Ташкент" с башнями Б-2-ЛМ, 1941 год

Разные страны по-разному решали задачу управления своими миноносными силами. К примеру, в японском ВМФ задача лидирования дивизионов ЭМ в 20-30 годы и позднее была возложена на легкие крейсера, в то же время в английском флоте для этого предназначались специальные корабли. Попробуем рассмотреть более подробно данный опыт использования кораблей этого класса в иностранных флотах, чтобы определить значимость лидеров, в первую очередь лидера «Ташкент» для советского флота. В то же время мы не ставим перед собой цель подготовить полный обзор развития кораблей данного класса в составе флотов стран мира, ограничимся только рассмотрением основных тенденций и их представителей, которые или могли бы составить соперничество «Ташкенту».

К середине первого десятилетия ХХ века, когда миноносцы и эсминцы стали достаточно серьезной силой, для борьбы с ними в составе эскадр начали выделяться корабли охранения (крейсера и ЭМ), способные отразить нападение минных сил противника. Соответственно, возникала необходимость в кораблях, способных помочь эсминцам и миноносцам прорвать такое охранение и выйти в атаку на главные силы, связав огнем крейсера и ЭМ противника. Это можно считать одним из факторов, который способствовал появлению класса лидеров эсминцев. Причем в этом вопросе «законодателем мод» стала Великобритания, так как именно в британском флоте накануне Первой мировой войны появился термин «лидер флотилии», которым обозначался крупный эсминец, имевший большую скорость и более мощное вооружение, чем серийные ЭМ, и на котором размещался командир флотилии со своим штабом. Здесь отметим, сначала британцы решили в качестве лидеров ЭМ использовать легкие крейсера-скауты, однако по мере роста скорости и усиления вооружения эсминцев от этой идеи в дальнейшем отказались, и вскоре был построен «суперэсминец» «Свифт».

Английский лидер эсминцев "Свифт"
Английский лидер эсминцев "Свифт"

Данный корабль часто называют первым лидером, и, действительно, по своим размерам он вполне соответствовал этому. Имея нормальное водоизмещение 2 170 т (полное – 2 390 т), он более чем в два раза превосходил британские ЭМ, строившиеся в тот период для британского флота (типа «Ривер» и «Трайбл»). Его вооружение (4-102-мм орудия B.L.MkVIII) было также достаточно мощным для 1907 года, когда его спустили на воду. Однако назвать проект этого корабля успешным вряд ли можно. По отзывам моряков, этот корабль был достаточно мореходным и скоростным, однако плохо подходил для совместных действий с ЭМ при торпедных атаках в темное время суток, был уязвим из-за больших размеров, не имел средств для управления кораблями при совместных действиях. Адмирал А.К. Уилсон, глава Адмиралтейства, вполне ясно выразил отношение к этому кораблю словами: «Я не думаю, что в ближайшем будущем нам потребуется любое повторение «Свифта».

Дальнейшее развитие ЭМ привело как к росту их водоизмещения (до 1 200-1 700 т), так и к усилению вооружения. К началу Первой мировой войны «стандартные» британские ЭМ стали вооружаться 3-102-мм орудиями, что также снизило значение проекта типа «Свифт» (хотя первый лидер все-таки рассматривался как флагман 4-й флотилии Гранд Флита). Следующим шагом британцев по пути создания лидеров стала закладка кораблей типа «Лайтфут» (7 единиц) по программе строительства 1913-1915 годов.

Британский лидер "Максмэн" типа "Лайтфут"
Британский лидер "Максмэн" типа "Лайтфут"

Эти корабли имели водоизмещение около 1 700 т и были вооружены 4-102-мм орудиями, скорость хода – около 34 узлов, при этом они имели дополнительные помещения для размещения командующего флотилией и его штаба, то есть уже были непосредственно подготовлены для той роли, которая на них возлагалась. В дальнейшем, понимая необходимость в кораблях данного класса, англичане ввели в строй флота четыре лидера типа «Фалкнор» (1 900-2 000 т, 6-102-мм орудий), строившихся для Чили и реквизированных с началом войны, и шесть лидеров типа «Гренвилл» (1 660 т, 4-102-мм орудия), являвшихся продолжением проекта «Лайтфут». Их продолжением стали еще пять кораблей типа «Вампир», построенных по проекту эсминцев «V/W» в качестве лидеров для ЭМ типа «R». И, наконец, уже в конце войны были заложены и построены наиболее удачные лидеры британского флота – корабли типа «Шекспир» (5 единиц, 2 000 т, 5-120-мм орудий, 37-38 узлов) и «Скотт» (8 единиц, 2 050 т, 5-120-мм орудий, 35-36 узлов). Именно эти корабли в дальнейшем определили направления развития лидеров эсминцев как в британском флоте, так и в других странах.

Английский лидер эсминцев "Шекспир" на испытаниях, октябрь 1917 года
Английский лидер эсминцев "Шекспир" на испытаниях, октябрь 1917 года

В послевоенные годы британцы сделали небольшую паузу в строительстве ЭМ, и только в начале 30-х годов возобновили постройку кораблей этого класса. Но в отличие от Первой мировой войны они не стали строить отдельно серии ЭМ и серии лидеров, а приступили к реализации проектов ЭМ (начиная с типа «А») и в каждой серии один из эсминцев оборудовали как лидер. Так был построен «Кодрингтон», лидер эсминцев типа «А», имевший чуть большие размеры, усиленное вооружение и повышенную скорость хода, чем его «систершипы», и более дорогой. Последовавшие за ним лидеры трех других серий ЭМ (тип «В», «С», «D») представляли собой практически типовые эсминцы, имевшие только незначительные отличия и такое же вооружение. Этот опыт британскими экспертами был признан неудачным, и было принято решение вновь строить лидеры по отдельным проектам.

«Первыми» лидерами специальной постройки стали «Эксмут» (лидер эсминцев типа «Е») и «Фолкнор» (лидер ЭМ типа «F»), вошедшие в строй в 1934 и 1935 годах. Эти корабли имели нормальное водоизмещение около 1 500 т (полное 2 000-2 050 т), имели на одно 120-мм орудие больше, чем серийные ЭМ, но не уступали им в скорости хода. Увеличение водоизмещения было использовано для оборудования помещений для командующего флотилией. Кроме того, начиная с ЭМ типа «В» в британском флоте вошло в практику назначение одного из типовых ЭМ серии дивизионным лидером. В этом случае помещения корабля заранее готовились к размещению штаба флотилии в случае необходимости.

Лидер Н02 "Эксмут" в Бильбао, 1936 год
Лидер Н02 "Эксмут" в Бильбао, 1936 год

Однако вскоре развитие данного класса кораблей в британском флоте прекратилось – три очередных лидера для ЭМ типов «G», «H» и «I» – «Гренвилл», «Харди» и «Инглефилд», соответственно, стали последними среди кораблей, построенных по компоновке, отработанной еще в годы Первой мировой войны. При их проектировании также использовались типовые ЭМ соответствующих серий, и основное отличие данных кораблей заключалось в больших размерах (водоизмещение 1500 / 2100 т против 1300 / 1900 т у ЭМ), увеличенном количестве орудий ГК и дополнительных помещениях для штаба флотилий.

На смену эсминцам и лидерам пришло новое поколение ЭМ, каждый из которых можно было смело назвать «лидером» за их мощное вооружение. Этими эсминцами в британском флоте стали эсминцы типа «Трайбл». По нашему мнению, именно эти корабли можно было считать достойными соперниками для лидера «Ташкент». Именно ЭМ типа «Трайбл» стали своеобразным ответом англичан на появление японского «Фубуки», а также итальянских и французских лидеров, и, конечно, вряд ли кто из экспертов того времени рассматривал одинокий советский лидер проекта 20И как соперника.

Английский лидер эсминцев "Фалкнор"
Английский лидер эсминцев "Фалкнор"

Новые английские эсминцы со стандартным водоизмещением 1 850 т (на этапе их проектирования их называли «V-лидеры») несли уже не 4-5х1-120-мм орудий в одиночных установках, как их предшественники, а были вооружены восемью спаренными 120-мм орудиями Mk.XII, установленными в четырех башнях, и одним четырехтрубным торпедным аппаратом (ТА). Надо отметить, что, несмотря на свое «скромное» в сравнении с «Ташкентом» водоизмещение (1 854 / 2 500 т против 2 830 / 4 170 т), английские ЭМ (лидеры) имели более мощное вооружение. Их восемь 120-мм/45 орудий Mk.XII обеспечивали стрельбу на 15 520 м и обладали скорострельностью 10-12 выстрелов в минуту (вес снаряда 22,7 кг). «Ташкент», имея 130-мм орудия Б-2ЛМ с дальностью стрельбы до 25,5 км, более тяжелые снаряды (33,4 кг) и примерно такую же скорострельность, имел преимущество (по расчетам) в огневой производительности, особенно на дальних и средних дистанциях боя, однако при длительном огневом контакте расчетам 130-мм орудий было бы затруднительно поддерживать высокий темп огня. В то же время английский ЭМ имел всего один торпедный аппарат (1х4-533-мм) против трех на советском лидере (3х3-533-мм), что существенно ограничивало возможности этих кораблей в борьбе с надводными кораблями противника. Только «Ташкенту», в отличие от англичан, не пришлось на практике доказать эффективность своего торпедного вооружения.

Лидер эсминцев "Ташкент" в базе
Лидер эсминцев "Ташкент" в базе

По средствам ПВО (по количеству стволов) советский лидер имел преимущество над «британцем», однако к началу Второй мировой войны и 37-мм советские зенитные автоматы, и английские 40-мм автоматы, и 12,7-мм пулеметы «Виккерс» уже не считались эффективной защитой от воздушного нападения. Данный недостаток был присущ практически всем крупным надводным кораблям. В чем «Ташкент» превосходил своего английского «одноклассника», так это в скорости, развивая около 43,5 узлов (34-36 узлов у «Трайбла»). Следует отметить, что в 30-е годы британское адмиралтейство больше значения придавало мореходности кораблей и их дальности плавания, чем обеспечению максимально возможной скорости, вполне обоснованно предполагая, что скорость 35-36 узлов является вполне достаточной для эсминцев и их лидеров.

В свою очередь, английский флот мог похвастаться тем, что имел в строю не единичные корабли типа «Трайбл», а целую серию кораблей (16 единиц), вошедших в строй в 1938-1939 годах. Более того, эсминцы последующих серий (ЭМ типов «J» и «К» с 3х2-120-мм орудиями и 10 ТА, ЭМ типа «L» с 3х2-120-мм универсальными орудиями и 2х4-533-мм ТА и др.) уже в качестве стандартного вооружения имели по 6-120-мм орудий и усиленное ПВО, увеличивая качественный и количественный отрыв.

Английский эсминец "Коссак" (тип "Трайбл") со спаренными 120-мм артустановками
Английский эсминец "Коссак" (тип "Трайбл") со спаренными 120-мм артустановками

Представленная ретроспектива на примере ВМС Великобритании, по нашему мнению, наиболее полно и целостно представила историю зарождения и развития лидера ЭМ как отдельного класса корабля, который сформировался накануне Второй мировой войны. Но боевые действия показали, что время лихих торпедных атак прошло, требовались многоцелевые корабли, способные решать широкий спектр задач.

Но мы не зря так подробно рассмотрели британский флот – флоты других мировых держав также строили корабли, которые назывались или могли называться лидерами, но у каждой из них были свои для этого основания и причины. И следующей страной, которая заслуживает внимания при рассмотрении данного вопроса, является Италия, не надо забывать, что именно в Италии для СССР был построен лидер эсминцев «Ташкент».

Однако, в отличие от Великобритании, итальянским военным и кораблестроителям не удалось на практике реализовать последовательную линию в постройке лидеров, как, впрочем, и в других странах, хотя они сделали хорошую попытку. Основными в характеристиках ЭМ, предназначенных на роль лидеров в итальянском флоте, стали мощное вооружение и увеличенное водоизмещение. Так же как и в Великобритании (вернее под влиянием британского «Свифта) в Италии в годы Первой мировой было построено несколько кораблей, которые можно было отнести к лидерам. Это были эсминцы-скауты типа «Аллесандро Поэрио» (3 единицы, 1 216 т, 31,5 узла, 6-102-мм орудий) и «Карло Мирабелло» (3 единицы, 35 узлов, 8-102-мм орудий), вошедшие в строй в 1915-1916 годах, главным отличием которых от «типовых» итальянских ЭМ того времени стало усиленное вооружение (ЭМ типа «Сиртори» имели по 4-102-мм орудия). Основной задачей для этих кораблей стала разведка и уничтожение эсминцев противника, над задачей руководства соединениями ЭМ в то время не задумывались.

Итальянский эсминец-скаут "Карло Мирабелло"
Итальянский эсминец-скаут "Карло Мирабелло"

Первыми кораблями межвоенного периода, которые отнесли к эсминцам-скаутам, стали три ЭМ типа «Леоне», которые при полном водоизмещении 2 600 т несли 8-120-мм орудий в четырех спаренных артиллерийских установках и развивали скорость 34 узла. Вместе с тем скоростные качества оказались не на высоте, и проектную скорость не удалось развить даже на испытаниях. Эти корабли предназначались в основном для выполнения задач, более свойственных легким крейсерам, ориентировались больше для противодействия французским «суперэсминцам» (в первую очередь типа «Шакал»), но оказались слишком дорогими для массовой постройки. За лидерами (скаутами) типа «Леоне» последовала более многочисленная (12 единиц) серия эсминцев типа «Навигатори». ЭМ данного типа при полном водоизмещении более 2 800 т были вооружены 3х2-120-мм орудиями, несли 2х2-533-мм ТА и развивали скорость около 38 узлов по проекту (на испытаниях - 43,5 узла). Первоначально их классифицировали как ЭМ, затем (в 1929 году) – как скауты (разведчики), а уже в 1938 году вновь вернули в класс эсминцев. Так что к моменту ввода в строй «Ташкента» эти корабли были устаревшими, тем более что на роль «лидеров» в итальянском флоте были выдвинуты уже другие корабли.

Итальянский эсминец-скаут "Навигаторе"
Итальянский эсминец-скаут "Навигаторе"

Новыми итальянскими «скаутами» должны были стать двенадцать кораблей типа «Капитани Романи», однако в 1938 году, когда «Ташкент» еще достраивался и проходил испытания, класс скаутов в итальянском флоте был ликвидирован, и новые корабли были отнесены к легким крейсерам. В соответствии с этим достаточно сложно подыскать достойного соперника среди «итальянцев» для сравнения с ТТХ советского корабля. К моменту ввода в строй скауты (лидеры) типа «Навигаторе» существенно уступали «Ташкенту» по совокупности боевых характеристик, а, кроме того, имели плохую мореходность. Сравнение с легкими крейсерами типа «Капитани Романи» представляется не совсем корректным. Во-первых, эти корабли были значительно крупнее «Ташкента» (полное водоизмещение 5 300 т), несли более мощное вооружение (8-138-мм орудий, 8-37-мм, 4х2-20-мм автоматов, 2х4-533-мм ТА), развивали скорость 40 узлов (по проекту); а во-вторых, начали вступать в строй в 1943 году, когда лидер «Ташкент» был уже потоплен.

Франция включилась в строительство лидеров ЭМ только после Первой мировой войны, практически не имея опыта строительства крупных эсминцев, но имея желание получить превосходство для своих легких сил на Средиземном море. И вскоре этим соперником стал флот Италии, бывшей союзницы в годы мировой войны.

Преследуя цель борьбы с многочисленными итальянскими эсминцами и миноносцами, во Франции создали «свой» класс торпедно-артиллерийских кораблей, получивших название «контр-миноносцы» (такой термин уже встречался и относился к крупным миноносцам начала ХХ века, предназначенным для борьбы с «обычными» миноносцами). Фактически это были «истребители ЭМ», которые должны были действовать однородными соединениями: дивизионами (по три единицы) и эскадрами (по два дивизиона). Для лидирования ЭМ эти корабли не предназначались, на них возлагались задачи разведки, борьбы с легкими силами и торпедные атаки крупных артиллерийских кораблей (линкоров). В литературе их часто называют «суперэсминцами».

За первой серией ЭМ типа «Ягуар» (5 единиц, 2 120 / 2 700 т, 5-130-мм орудий), вошедшей в строй в 1926-1927 годах, последовала вторая – типа «Гепард» (6 единиц, 2 400 / 3 200 т, 5-138-мм орудий), а за ней еще две серии кораблей, почти повторявших друг друга, – типа «Эгль» и «Вокелен», по 6 единиц в каждой серии. Французы от серии к серии постепенно увеличивали водоизмещение своих суперэсминцев и совершенствовали их вооружение. На последних сериях типа «Эгль» и «Вокелен» устанавливалось новое 138-мм орудие с повышенной скорострельностью.

Французский суперэсминец "Ле Фантаск"
Французский суперэсминец "Ле Фантаск"

Вершиной развития французских «суперэсминцев» принято считать корабли типа «Ле Фантаск», шесть единиц которых вошли в состав флота в 1935-1936 годах. Их стандартное водоизмещение приблизилось к 2 600 т (полное – 3 380 т), вооружение состояло из новых 138-мм/45 орудий, скорострельность еще более выросла, а дальность стрельбы достигла 20 километров. Особенностью являлся и тот факт, что впервые французские корабли такого класса оснащались системой центрального управления артиллерийским огнем. Но в мировой истории эти корабли известны не своим вооружением, а своими скоростными качествами, которые оценивались как «превосходные». Имея по проекту скорость хода в 37 узлов, головной корабль «Ле Фантаск» оказался самым «тихоходным», развив на испытаниях скорость 42,7 узла, в то время как достижение его «систершипа» – «Ле Террибль» стало мировым рекордом для крупных кораблей, который долго время оставался непревзойденным – 45,02 узла.

Лидер "Могадор", поврежденный британскими снарядами, 1940 год
Лидер "Могадор", поврежденный британскими снарядами, 1940 год

И, заканчивая знакомиться с французскими «лидерами», нельзя не отметить еще один тип контрминоносца, построенный для флота этой страны – лидеры типа «Могадор». Данные корабли имели более четкое назначение и проектировались как разведчики для действий в составе поисково-ударных групп с линейными крейсерами типа «Дюнкерк». Два корабля этого типа были переданы флоту в 1939 году, по времени постройки соответствовали «Ташкенту» и были почти равны по водоизмещению (стандартное – 2 880 т, полное – 3 950 т). Но при чуть меньшем водоизмещении эти французские корабли несли уже восемь 138-мм/45 орудий в четырех башнях, чем-то напоминая английские «Трайблы». Однако, по мнению экспертов, скорострельность артустановок французского суперэсминца оказалась заметно ниже ожидаемой (всего 5-9 выстрелов в минуту). Фактически по огневой мощи они не превосходили контр-миноносцы типа «Ле Фантаск» (12 в/мин – расчетная скорострельность, 7 в/мин – практическая). Как океанские разведчики корабли оказались не слишком удачны, но имели шансы стать хорошими истребителями ЭМ. Таким образом, французы создали «свой» национальный класс кораблей, чьими достоинствами были мощное артиллерийское вооружение и высокая скорость хода, причем высокую скорость они могли поддерживать и в ходе повседневной службы (в отличие от «парадной» скорости «итальянцев»). Одним из серьезных недостатков французских кораблей, как, впрочем, и итальянских, была их небольшая дальность плавания, но если вспомнить, что данные боевые единицы создавались для определенного театра военных действий (Средиземное море, Бискайский залив), то можно было не считать это критическим недостатком.

Американский лидер эсминцев "Портер", 19 апреля 1939 года
Американский лидер эсминцев "Портер", 19 апреля 1939 года

В отличие от европейских стран в США постройке лидеров придавалось меньшее значение, однако после постройки к концу Первой мировой войны нескольких сотен ЭМ такой вопрос также был поднят. Но дальше проектных работ по созданию корабля дело в тот момент не пошло. Вновь к вопросу управления эскадрами эсминцев и их поддержке в бою вернулись в конце 20-х годов, но построены первые корабли были только в середине 30-х. Это были лидеры типа «Портер» (8 единиц) водоизмещением около 2 500 т, вооруженные 4х2-127-мм орудиями в башенноподобных установках и 2х4-533-мм торпедными аппаратами. Особенностью данных кораблей стало не только относительно мощное вооружение, но и применение на этих кораблях неуниверсальных 127-мм орудий – решение, за которое позже пришлось расплачиваться американским морякам. Основной задачей, которая ставилась перед такими относительно большими кораблями, вероятно, была огневая поддержка атак флотилий «гладкопалубников» времен Первой мировой войны. Так что, несмотря на то, что в американском флоте не было класса «лидеров», и «портеры» так и считались ЭМ, то по решаемым задачам их можно было отнести к данному классу. За первой серией американский флот получил в 1938-1939 годах еще 5 кораблей типа «Сомерс» (2 760 т, 4х2-127-мм, 37 узлов), в целом повторявших тип «Портер», но имевших более мощное торпедное вооружение (3х4-533-мм ТА), ставшие последними американскими кораблями того времени, которые номинально можно было отнести к классу «лидер эсминцев». Появление таких кораблей в американском флоте, скорее всего, можно объяснить пополнением японского флота ЭМ с мощным вооружением типа «Фубуки», «Асасио» и «Кагеро», действовавших в составе дивизионов и флотилий под управлением легких крейсеров. Однако выбор артиллерии в пользу неуниверсальной, но многочисленной, в результате оказался неверным – в ходе войны корабли данных типов прошли ряд модернизаций по усилению средств ПВО, в том числе за счет уменьшения количества орудий главного калибра.

Американский лидер эсминцев "Соммерс", апрель 1938 года
Американский лидер эсминцев "Соммерс", апрель 1938 года

Лидер «Сомерс» по своим ТТХ и времени постройки был ближе всего к советскому «Ташкенту». Преимуществом американского корабля можно считать мощное вооружение при сравнительно небольших размерах – «Сомерс» был почти в 1,5 раза легче и на треть короче «Ташкента». Орудий ГК у «американца» было больше, при этом они были более скорострельными, однако советские 130-мм орудия превосходили их дальностью стрельбы и более тяжелым снарядом. Другое дело, что несовершенство СУО советского лидера ставило под сомнение эффективность артиллерийского огня на большой дистанции, но в данном случае можно только ограничиться предположениями. А вот по торпедному вооружению «Ташкент» уступал – 3х3-533 против 3х4-533-мм у американского лидера. В чем превосходил «Ташкент» своего американского одноклассника, так это в скорости – имея ГЭУ мощностью 100 000 л.с., лидер развивал более 42 узлов, что, конечно, выгодно его отличало от «Сомерса» (37 узлов, 50 000 л.с.). По дальности плавания на первом месте, разумеется, был американский корабль (7 500 миль / 15 узлов), но и 5 000 миль (на 20 узлах) для Черного моря было также неплохим показателем. Перечисленными странами и рассмотренными кораблями, в принципе, можно было бы закончить данную статью, в которой мы попробовали обобщить мировой опыт в строительстве кораблей, которые можно было отнести к лидерам эсминцев. Но крупные эсминцы строились и в других странах.

Вспомним хотя бы эсминцы типа «Фубуки» и их последователей – эсминцы японского флота типа «Хатсухару», «Сиратцуи», «Кагеро» и др. С водоизмещением 2 200-2 600 т, вооружением из 5-6-127-мм/50 орудий и 610-мм торпедами они вполне могли бы составить серьезную конкуренцию «настоящим» лидерам Великобритании, США, Франции и Италии. Нельзя забывать и Германию, которая в очередной раз (после постройки «карманных линкоров») пошла своим путем и построила две серии крупных ЭМ со 150-мм орудиями. Такой опыт немцы провели еще в годы Первой мировой и в конце 30-х годов, желая создать корабли в противовес строившимся лидерам Великобритании и Франции, которые вновь вернулись к подобным проектам.

Немецкий эсминец Z-39 со 150-мм орудиями, 12 сентября 1945 года
Немецкий эсминец Z-39 со 150-мм орудиями, 12 сентября 1945 года

Немцам удалось построить 15 единиц эсминцев типа «Нарвик» (тип 1936А и тип 1936А (Mob)), которые при полном водоизмещении 3 500-3 600 т вооружались 4-5-150-мм орудиями, включая два в носовой башне. Однако эти ЭМ правильнее будет называть «суперэсминцами» (по аналогии с французскими кораблями), так как перед ними не ставились задачи лидирования дивизионов эсминцев и миноносцев. Немецкие «суперэсминцы» строились для самостоятельных крейсерских операций в Атлантике, уничтожения эсминцев и торговых судов противника и действовали чаще в составе однородных соединений таких же кораблей. К слову, тяжелое вооружение из 150-мм орудий показало себя не с лучшей стороны: ЭМ были недостаточно устойчивыми артиллерийскими платформами, снаряды оказались тяжелыми для ручного заряжания, скорострельность орудий была невысокой, а установка носовой спаренной башни ухудшала мореходность. В результате на своих следующих проектах немцы вновь вернулись к эсминцам со 127-мм орудиями, которые и приняли участие в боевых действия Второй мировой.

Отдельные страны Европы также приняли попытки усилить свои флоты крупными ЭМ с усиленным вооружением, но все это были единичные проекты.

В целом к началу Второй мировой войны был сформирован промежуточный между легкими крейсерами и эсминцами класс быстроходных артиллерийско-торпедных кораблей (иногда встречается сочетание «торпедно-артиллерийских») – лидеров, назначением которых, по мнению ведущих мировых военно-морских экспертов, являлось: подавление лидеров, эсминцев и миноносцев противника; обеспечение защиты своих кораблей от атак торпедных сил противника; выведение эсминцев и миноносцев в атаки против сил противника, применение торпедного оружия; разведка в интересах главных сил флота; минные постановки.

Как показали в дальнейшем боевые действия Второй мировой войны, круг задач, стоявших перед этими кораблями, несколько изменился. На первое место вышли задачи ПВО и противолодочной обороны соединений кораблей и конвоев, что привело к модернизациям этих кораблей и, как следствие, к прекращению проектирования кораблей данного класса.

Лидер эсминцев "Ташкент" - единственный в своем типе
Лидер эсминцев "Ташкент" - единственный в своем типе

Что же касается лидера «Ташкент», то в качестве вывода, по результатам сравнения с рассмотренными кораблями, можно признать, что в целом он соответствовал мировым тенденциям, по отдельным показателям превосходя своих иностранных одноклассников, а по некоторым – уступая. И существенным, на наш взгляд, недостатком можно считать то, что этот корабль был единственным в своем роде, оставаясь уникальным, почти «экспериментальным», он как мог выполнил стоявшие перед ним задачи, хоть и создавался совершенно для другого. Но такова жизнь боевого корабля.