Выполнение двадцатилетней судостроительной программы для русского флота в 80-х годах 19-го века происходило в метаниях между двумя крайностями-экономией бюджетных средств и действиями других субъектов международной политики. Если первые корабли воплощали собой торжество политики экономии,то и четвертый броненосец программы первоначально предполагался под те же требования-небольшой броненосец для Балтийского флота-с вооружением аналогичным «Императору Александру II»- два 305-мм, четыре 229-мм и восемь 152-мм орудий при 14 узловой скорости.В январе 1888 года началась подготовка трех вариантов проекта,которые в мае даже успел одобрить генерал-адмирал.
Однако после получения сведений о проектировании серии германских броненосцев типа "Бранденбург", в техзадание были внесены изменения. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация требовала рассматривать в качестве потенциальных противников на Балтике не только Швецию и небалтийские государства,но и объединенную Германию."Бранденбурги" по водоизмещению превышали 10 тысяч тонн ,несли шесть 280 мм пушек и могли развивать скорость более 16 узлов.С новыми "немцами"не смог бы соперничать ни один из балтийских броненосцев.
Проект пришлось кардинально перерабатывать.Наиболее настойчиво свой вариант лоббировало Общество Франко-Русских заводов . Конструкторы взяли за основу один из самых мощных в мире британский броненосец "Трафальгар"( в части схемы бронирования- мощный короткий пояс,мощная цитадель и траверсы,карапасная палуба) и использовали опыт проектирования и постройки первых русских балтийских броненосцев.Также ,в соответствии с требованиями,была заложена возможность дальнего океанского плавания-с прицелом на Дальний Восток.
Победу в конкурсе Общество получило благодаря протекции лично императора Александра III. Контрактная стоимость корпуса корабля без брони, вооружения и механизмов составила 2,9 млн рублей, стоимость главных механизмов, заказанных принадлежащему Обществу Литейному и механическому заводу, — 1 551 610 руб (из этой суммы 76 240 рублей было удержано в качестве штрафных санкций за срыв сроков готовности машин).
После выполнения рекомендаций МТК(в основном насчет усиления средней артиллерия и увеличения толщины бронирования) броненосец достиг 10 тысячного водоизмещения и стал обладателем мощного вооружения из четырех 305 мм орудий в башнях и восьми 152 мм пушек в каземате.Проектная скорость хода - 16 узлов . Броневой пояс был не на всю длину,но зато толщиной до 406 мм,а суммарная толщина карапасной и двух плоских палуб палуб доходила до беспрецедентных 114 мм.Для своего времени новый броненосец был чрезвычайно хорошо защищен.
На конец 80-х броненосец,получивший 11 августа 1889 года имя "Наварин",в честь славной победы русского флота, был одним из сильнейших кораблей мира и , безусловно,сильнейшим в отечественном флоте.
Высочайшая протекция помогла обеспечить Обществу Франко-Русских заводов полную загрузку мощностей.После спуска на воду «Императора Николая I» уже 1 июля 1889 года в эллинг на Галерном островке начали завозить материалы на новый броненосец.Кооперация охватывала значительную часть российского ВПК- броню"компаунд" поставлял Ижорский завод,артиллерию и башни-Обуховский,торпедные аппараты-Путиловский,сталь-Александровский. Это было время когда отечественная промышленность еще могла обеспечить полный цикл производства линейного корабля. Только сталеникелевые плиты для башен были заказаны во Франции.
Церемонию официальной закладки совместили с закладкой крейсера "Рюрик"(а также спуском на воду яхты "Полярная звезда" и канонерки "Грозящий") и провели 21 мая 1890 года в присутствии Александра III. В процессе постройки проект продолжали дорабатывать- артиллерию главного калибра заменили на новые 35 калиберные пушки, правда 152 мм орудия оставили старые - Бринка со сложным замком и тяжелым неповоротливым станком ,хотя "Рюрик" уже получил скорострельные пушки Канэ. Из-за новых 305 мм орудий не только задержался ввод в строй всего броненосца ,но и изменился центр тяжести башен-из-за чего при повороте у башен появился небольшой крен.
Так как первоначальный план по спуску на воду 15 августа сорвался,церемонию назначили на 8 октября 1891 года,в день 64-й годовщины Наваринского сражения.Не воплотились и планы по вводу броненосца в строй до осени 1893 года. На достройку ушло еще около 5 лет из-за срыва графика поставок практически всего-артиллерии,механизмов,брони. Отечественная промышленность вступала в период "бурного роста".
5 октября 1893 года корабль смог только перейти на достройку в Кронштадт.Морское министерство требовало ускорения постройки и выхода на испытания. После зимнего аврала "Наварин" в апреле 1894 года возглавил отряд кораблей ,проходящих испытания- броненосцы «Гангут» и «Адмирал Ушаков», броненосный крейсер «Рюрик», минные крейсера «Всадник» и «Гайдамак». Командовал отрядом контр-адмирал С. О. Макаров. И да,всему составу отряда было суждено погибнуть во время русско-японской войны,кроме "Гангута",который затонул в 1897 году в Выборгском заливе.
Летом 1894 года "Наварин" провел ходовые испытания без полного комплекта брони и артиллерии.Машины контрактную мощность развить не смогли и для увеличения тяги завод предложил увеличить высоту труб на 10 метров(!),однако сошлись на установке нагнетающих вентиляторов. На официальных испытаниях при мощности 9194 л.с. броненосец показал среднюю скорость 15,85 узлов и максимальную 16,14 узлов.
К ноябрю 1894 года завод закончил свою часть работ,кораблю , однако,пришлось ждать артиллерии,поставку которой Морское министерство смогло обеспечить только летом 1895 года.
На "Наварине" была установлена новая система управления артиллерией с помощью электрических указателей, спроектированная лейтенантом Степановым.
В 1895 году броненосец вступил в компанию , войдя в испытательный отряд контр-адмирала Бориса Карловича Де-Ливрона в составе «Адмирала Ушакова», «Рюрика» , миноносцев № 119 и 120 .
Лишь к новой компании лета 1896 года корабль был полностью принят в казну и окончательно вступил в строй после устранения недостатков и полной установки артиллерии.
Долгострой привел к тому,что первую модернизацию пришлось проводить на еще достраивающемся корабле-в феврале 1896 года были демонтированы четыре 37-мм пушки, а с палубных тумб — оба десантных 63,5-мм орудия Барановского, вместо которых поставили шесть 47-мм пушек.
“Наварин” Франко-Русский завод . Санкт-Петербург . Строительство начато 1 (13) июля 1889 года. Заложен 21 мая 1890 года . Спущен на воду 8 (20) октября 1891 года. Вступил в строй в 1895 году. Введён в эксплуатацию июнь 1896 года.Погиб в Цусимском сражении 15(28) мая 1905
Водоизмещение проектное 9 476 тонн, 10 206 тонн. Длина 112,3/105,9/103 м. Ширина 20,4 м. Осадка 7,7/8,4 м.
Бронирование (компаунд) Пояс по ватерлинии (67 х 2,13) до 406 мм( , верхний пояс (45,7 х 2,4) — 305 мм, каземат — 127 или 127…152 мм, башни (сталеникелевая броня) — 305 мм /51 , рубка — 254 мм палуба — 51…76 мм, в районе спардека – 114 мм .
Двигатели-2 вертикальных паровых машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов,9000 л. с. Движитель- 2 винта. Скорость хода проектная 16 узлов,на испытаниях 15,85 узла (9144 л. с .). максимальная 16,3 уз. Экипаж 26 офицеров и 596 матросов. Запас угля: 700/1200 тонн; дальность: 3050 миль(10 узлов).
Вооружение-4 (2х2) × 305-мм/35 орудия, 8 × 152-мм/35 орудий обр. 1877 , 14 -18× 47-мм /43 орудий Гочкиса , 12 × 37-мм /23 орудий Гочкиса , 2 × 63,5-мм /19 десантных орудия. Минно-торпедное вооружение-6 × 381 мм надводных торпедных аппаратов
В феврале 1896 года четыре 37-мм пушки были сняты, а шесть 47-мм — добавлены.
В 1904 году две 47-мм пушки переставили на крыши башен (их использовали для обучения стрельбе из главного калибра вместо дорогих снарядов больших пушек), ещё две сняли, а вместо них установили четыре 75-мм орудия Канэ.
Корпус корабля ,для повышения непотопляемости, разделяли две продольные и девять поперечных водонепроницаемых переборок.Боковые кили уменьшали качку,а в центральной части корпуса было двойное дно.
Силовая установка включала две трёхцилиндровые паровые машины тройного расширения и двенадцать цилиндрических огнетрубных котлов.Каждое из четырех котельных отделений было обеспечено отдельной дымовой трубой,но размещение их было нестандартным. Трубы располагались двумя парами,что придавало кораблю необычный внешний вид,из-за которого на флоте его называли перевернутым столом или табуреткой.
Бронирование в основном произодилось плитами сталежелезной брони "компаунд". Главный пояс 69,5(67) на 2,2(2,13) м из 19 плит на каждый борт.Толщина в центральной части 406 мм и к оконечностям-356 и 305 мм.Пояс замыкали 305 мм бронеплиты траверзов.Верхний пояс(нижний каземат) длиной 49,3(45,7) на 2,4 м имел десять плит на борт толщиной 305 мм,его траверзы были в 152 мм(по др. данным траверзы были 305мм носовой и 254 мм кормовой).Выше располагался верхний каземат,прикрывавший батарею 152 мм орудий из 127 мм ( или 152 мм плит),между орудиями для защиты от осколков стояли дюймовые переборки.
Карапасная сталежелезная палуба из двух листов имела толщину 50,8 мм при скосах 76 мм.Кроме того имелось еще две палубы над поясами-в 63 и 51 мм .Для бронирования башен использовалась сталеникелевая броня 305 мм с крышей в 51 мм.Боевая рубка состояла из 254 мм сталежелезных плит.
По проекту общий вес бронирования составлял 2807 т (29,3 % от водоизмещения),по другим данным-3400 тонн и 34 %.. Сталежелезную броню изготовил Ижорский завод,а броня для башен заказывалась во Франции,у "Сен-Шамона".
Артиллерия броненосца состояла из четырех 305 мм орудий Обуховского завода,ствол 35 калибров,размещенных в двух башнях на корме и в носу. Скорострельность теоретически достигала одного выстрела за 2 мин. 22 сек. Угол возвышения-до 15 градусов.
В каземате была установлена батарея из 8 152 мм орудий Обуховского завода,тоже 35 калиберных. Бортовые станки -убирающиеся внутрь,системы Вавассера—Дуброва. При этом порты задраивались.
Противоминная артиллерия в ходе службы корабля неоднократно видоизменялась. По проекту это было 14-18 47 мм пушек Гочкиса и 12 37 мм Гочкиса.На верхней палубе ,за фальшбортом стояло 8 47 мм,6-на мостиках.37 мм стояли на марсе.
Для вооружения десанта имелось две пушки Барановского.
У броненосца было 6 надводных торпедных аппаратов 381 мм-подвижный носовой,неподвижный кормовой и 4 бортовых. Боекомплект-12 торпед образца 1889 года.Для паровых катеров было три метательных минных аппарата и шестовые мины.
Вернувшийся с Дальнего Востока броненосец по прибытии был обследован на предмет необходимости ремонта. Комиссия установила вполне приличное состояние механизмов. Как говорили тогда,адмирал Чухнин привел корабли обратно с Тихого океана в состоянии лучше,чем они туда уходили.Но хватило этого ненадолго. Включенный в Учебно-артиллерийский отряд ,"Наварин" все-таки потребовал ремонта. Командующий отрядом,контр-адмирал Фелькерзам настоял на проведении в 1904 году капитального ремонта корабля.Предстояла замена котлов,ремонт башен и станков,замена 152 мм Бринка на скорострельные 152 мм пушки Канэ. Однако процесс шел так неспешно,что разобранный для ремонта корабль пришлось собирать для включения во 2-ю ТОЭ.
Канэ для "Наварина" не хватило,на отремонтированные станки вернули старые пушки,подновили орудия главного калибра,установили новую фок-мачту,реставрировали старые котлы,заменили "магнитную"стальную ходовую рубку на медную(для устранения помех компасам).Кроме того изменили состав противоминной артиллерии.
На летних испытаниях "отремонтированный" броненосец показал 14,8 узлов,причем на средних оборотах.Форсировать опасались во избежание поломок.
"Наварин" стал эпохальным кораблем для русского линейного флота,прообразом классических русских броненосцев рубежа веков. Только его появление не стало органичным развитием русской военно-морской мысли,а было вынужденной реакцией на появление современных сильных кораблей у потенциального противника-германского флота и было реализовано путем копирования уже существующего британского броненосца. Переход на копирование западных образцов приводит к хроническому отставанию в матчасти,что доказано многочисленными примерами за последние века.
Постройка первого "десятитысячника" стала тяжелым испытанием и для начавшей заметно отставать отечественной промышленности. Если ей еще удавалось поддержать почти полную номенклатуру материалов и механизмов,то по срокам процесс постройки растянулся на 7 лет,приблизившись к "лучшим " мировым образцам.
При этом необходимо отметить,что быстрое развитие технологий для военного флота в конце 19-го века приводило к устареванию на стапеле и более быстро строящихся кораблей.
Мощное бронирование броненосца,делавшее его практически неуязвимым в 90-х, в итоге стало гораздо менее эффективным по сравнению с внедренными вскоре новыми ,более прочными видами брони-гарвеевской и цементированной крупповской. Зато небронированные оконечности корабля стали легкой добычей появившейся в это время скорострельной артиллерии с фугасными снарядами.
Артиллерия главного калибра была более-менее на уровне,хотя ее поставку пришлось ждать дольше всего,а разбалансированные из-за более длинных стволов, башни ,конечно,не добавляли эффективности.
Среднюю артиллерию так и не смогли заменить на скорострельную,а количество стволов было достаточным на момент закладки ,но явно не на момент вступления в строй,британские современники уже несли по 10 152 мм скорострелок.
Противоминная артиллерия была хоть и многочисленной,но слишком малокалиберной для начала 20-го века,что в авральном варианте частично компенсировали четырьмя 75 мм скорострелками Канэ.
Скорость у "Наварина" была вполне удовлетворительной,с учетом практических условий вполне сравнима с теми же британцами. Мореходность броненосца, спроектированного в т.ч. и для дальних океанских походов ,была выше ,чем у балтийских предшественников,хотя идеальной ее еще нельзя было назвать,корабль был сравнительно низкобортным.
Во время участия в испытательном отряде броненосец был изучен С.О.Макаровым и вызвал с его стороны аргументированную критику системы непотопляемости корабля,впрочем характерные для всех кораблей той эпохи.Он указывал на малую высоту водонепроницаемых переборок и их низкую прочность,благодаря чему затопление даже одного отсека давало кораблю неустранимый крен и затопление жилой палубы по всей длине корпуса.
Строительная перегрузка у броненосца присутствовала на уровне средней по классу,с этим отдельно можно было смириться.
В целом задуманный как один из самых мощных кораблей в мире ,он стал жертвой долгостроя и морального устаревания, к началу 20-го века появились легкие и мощные водотрубные котлы,более прочная гарвеевская,а затем и крупповская броня,скорострельные пушки стали стандартом и основным вооружением.
Однако "Наварин" и на 1905 год был мощным кораблем-его 305 мм пушки были весьма грозным оружием,а 406 мм броня -непреодолимым препятствием для вражеских снарядов.Если бы его успели перевооружить на 152 мм скорострельные пушки Канэ,это еще более увеличило его боевые возможности.
В последнем бою роковыми для броненосца стали небронированные оконечности с предусмотренными Макаровым последствиями.
Служба броненосца "Наварин"-в отдельной статье.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.