1.
The Pros and Cons of Hitch Hiking – это free spirit – освобождённый дух. В связи с чем пришла очень интересная мысль. Так свой альбом, выйдя из Юрай Хип, назвал Кен Хенсли. Однако без Хип Хенсли оказался бессилен. Зато Уотерс при заходе в новый эон действительно освободился от балласта, в который для него превратились остальные участники Пинк Флойд, что он хорошо прочувствовал работая над Финал кат. Уотерс почувствовал конец Пинк Флойд, вполне природную и понятную исчерпанность. И он сбросил его с себя как обветшавшую оболочку (а Гилмор через некоторое время её поднял).
В своём эссе «В фарватере большого Роджера» я когда-то написал: «В больших количествах Уотерс, конечно же, утомляет. Ибо эта музыка не содержит в себе гормона радости. Она грандиозна, – как это наблюдается на театральных постановках «Стены», – но абсолютно безрадостна. Её можно сравнить с картинами Гойя или Сикейроса. Социальна, но не мистична».
Сегодня я не могу с этим согласиться. Во всяком случае, с первым предложением. Ставлю на вертушку первый его сольник – и потом один за другим все подряд – и есть желание ещё и ещё повторить. Просто, когда писалось эссе, я только начинал серьёзно вникать в сольное творчество Уотерса, и Amused To Death мне даже казался нудным. А сейчас они идут за милую душу, потому что… потому что… я уже внутри них.
То бишь это музыка экзистенции… и даже не стоит вникать в психологические дебри сюжета Хич Хайкинг, чтобы понять, что эта музыка гораздо более субъективна, чем то, что создавалось в Пинк Флойд.
Приведём определение: «Экзистенция — это не сущность человека, ибо последняя означает, согласно теории экзистенциалистов (Сартр), нечто определенное, заранее данное, а, напротив, «открытая возможность». Одно из важнейших определений экзистенции — ее необъективируемость».
И в этом смысле Пинк Флойд (в классический период) – музыка объективная, тогда как сольный Уотерс – субъективная (а Стена и Финал кат – на грани, поскольку это уже больше Уотерс, чем Пинк Флойд).
2.
И далее Radio K.A.O.S. – совершенно логичное продолжение. Захотел попробовать волну – он её попробовал. И хоть спустя много лет говорит, что напрасно, мол, впутался в эту стилистику – но ведь это уже задним умом.
Радио КАОС – в высшей степени замечательный альбом, полностью свободный от ветхого тела Пинк Флойд. Созданный в стилистике новой волны – как это делали Питер Габриэль, Дэвид Боуи, Брайан Ферри, Кинг кримзон, Токин хэдс… Слабых проходных вещей здесь практически нет, всё собрано воедино в мощный заряд энергии. Но зато есть просто шикарные моменты – на мой взгляд, это Who Needs Information; The Powers That Be; Home (припев здесь просто отпадный); Four Minutes – кульминация (как и завершающий хор в последнем треке).
С другой стороны, это вовсе незачем сравнивать с Дарк сайд – по той причине, что нельзя сравнивать произведения разных эонов (например, Сержанта Пеппера с новым, скажем, Пендрагоном). Пинк Флойд – это порождение 70-х, и ещё раньше – 60-х, и только в контексте своих эонов эту музыку и стоит воспринимать.
60-е – до Atom Heart Mother;
70-е – от Meddle до The Wall.
Музыка 60-70-х осталась в своём времени и живёт исключительно там. Она хороша в своём эоне и мало что значит сегодня. Но это если нет выхода за пределы, если музыка не запредельная. Есть ли такая? Однозначно она есть в классике – а в роке под вопросом (мало кто разбирал феномен рока в философском метафизическом плане).
А то, что мы её слушаем сегодня – это не показатель, поскольку не она сюда приходит, а мы возвращаемся в прошлое. Человек проецирует свои интересы. Взять одного моего приятеля – он выбрал для себя 60-е и 70-е – dark side – и полностью в это погружён и его сознание требует чего-то подобного. Ему по душе пришёлся даже the endless river, поскольку он нашёл там отголоски wish you were here, и не по душе Уотерс, который ушёл далеко вперёд, вглубь, в подсознание, подкорку.
3.
Amused To Death – этот альбом зашёл мне последним. Но когда зашёл – всё стало на свои места, мозаика сложилась. Это – одна из вершин Уотерса (первая – Стена; вторая – Amused To Death; третья – Са ира). И впервые пришла мысль в том, что после финал кат следующий истинный ПФ – это хич хайкинг – и далее все сольники Роджера.
В том смысле, что истинный ПФ – это настоящее развитие предыдущих идей и концепции – они именно у Роджера, скинувшего как ненужный балласт всё что осталось позади. Гилмору же досталась мёртвая сущность, шелуха, клипот, которую он долгое время эксплуатировал (говоря алхимическим языком, совокуплялся с мертвечиной), барахтался в сладкой водичке прошлого (division bell). Но наконец и он понял, что нужно бросать это дело, и выпустил два альбома под своим именем (а ведь с таким же успехом как и раньше мог назвать всё это – Пинк Флойд). Кстати, последний его сольник уже полностью свободен от ветхого тела прошлого – и в этом смысле его можно поздравить.
На этот счёт я провёл наблюдение. Своей знакомой художнице, для которой ПФ – энергетически любимая группа, скинул последние сольники Гилмора и Уотерса. И попросил сформулировать впечатления от прослушанного. Итак: «Прослушала Гилмора. Очень милая, расслабляющая музыка. Получила удовольствие». И дальше: «Ну, Уотерс – серьезная музыка. Напоминает ПФ, но намного глубже. Не для ублажения слуха».
То же можно сказать и про «Amused to Death». Весь альбом и в особенности его кульминация – «It’s a Miracle» – это одна из духовных вершин мирового рока, уровня «Pictured Within» Джона Лорда или «Reverberations» the Enid. И хоть текст Роджера, как обычно, наполнен, социальным сарказмом, музыкальное послание воспринимается не иначе как прощание с этим миром и переход в другой.
Куда движется человечество? – и никакой лирики – Большой Роджер здесь на подступах к состоянию Махатмы – Великой души. Из него плещут сарказм, неудовлетворённость, недовольство, переходящие, казалось бы, в ненависть. Но это та ненависть, природой которой является вселенская любовь.