Найти в Дзене
Вестник истории

"Пороховая бочка Европы" Балканские войны

В начале XX века, когда близость большой европейской войны стала очевидна, внимание многих европейских держав было приковано к Балканам, где сохранялась взрывоопасная ситуация. Стремление к контролю стратегически важного региона, предположительно, могло повлечь за собой масштабный военный конфликт между Россией и странами Тройственного союза, чьи интересы входили в противоречия.

После сербско-болгарской войны, вошедшей в историю, как «война капитанов против генералов», в Болгарии разразился политический кризис, закончившийся воцарением ставленника Австро-Венгрии Фердинанда. В регионе установилось относительное затишье, однако в начале XX века ситуация вновь стала взрывоопасной. На этот раз очагом нестабильности стала Албания, где с разной периодичностью вспыхивали восстания против турок. В 1909 году восстание вспыхнуло в Косово, а позже перекинулось в вилайет Ишкодра (ныне – префектура Шкодер), Янина, Битол. Партизанам оказывали помощь Черногория, Сербия и Греция.[1]

Каждая из стран была заинтересована в конечном ослаблении Турции для последующего расширения своих границ. Каждая из стран имела свои планы построения великой державы: Греция стремилась к воплощению Великой идеи Венизелоса, Сербия – к установлению своей власти на территории от Дуная до Адриатики, включая и Албанию, Болгария – к воссозданию «великой Болгарии», и поскольку интересы стран противоречили друг другу, отношения между соседями сохранялись крайне напряжённые. Камнем преткновения между Болгарией и Грецией была Фракия, между Сербией, Грецией и Болгарией – Вардарская Македония, между Сербией и Черногорией – побережье Адриатического моря.[2]

Подобное положение вещей вполне устраивало Австро-Венгрию: взаимные территориальные претензии не позволяли южнославянским монархиям создать военную коалицию. Так продолжалось до 1912 года.

[1] http://www.hrono.info/sobyt/1910alb.html

[2] Задохин А., Низовский А. Пороховой погреб Европы. — М.: Вече, 2000. — С. 102—112.

Албанские повстанцы
Албанские повстанцы

Балканский союз

После окончания итало-турецкой войны, слабость Османской Империи стала очевидна всем. При посредничестве России 13 марта 1912 года Сербия и Болгария подписали совместный договор о создании военно-политического союза против Австро-Венгрии. Позже в альянс вошли Греция и Черногория, что вызвало беспокойство Австро-Венгрии, не желавшей иметь по соседству сильное государство. Однако объявить войну напрямую Австро-Венгрия не могла: война с Россией, выступавшей в роли арбитра в альянсе, была чревата общеевропейской войной.[1] Согласно договору, все территориальные вопросы планировалось решить после победы над Турцией. Таким образом, первоначальные планы России не были реализованы: Балканский союз направил свои усилия на приготовления к войне против Османской Империи.

8 октября 1912 года Черногорское королевство объявило войну Османской Империи и начало наступление в северной Албании. Вскоре в войну вступили Болгария, Сербия и Греция.

Боевые действия

В самом начале войны союзники сумели воспользоваться медлительностью мобилизации турецких войск, которые, к тому же, испытывали острую нехватку стрелкового оружия. Примерно 20% солдат не имели даже современных винтовок, а артиллерия по качеству значительно уступала артиллерии стран Балканского союза.

Одним из ключевых сражений стала Лозенградская операция. Войска, возглавляемые генералом Радко Димитриевым, вплотную подошли к городу Кирк-Килис, взятие которого гарантировало открытие дороги к Стамбулу. 23 октября состоялся бой, в котором из-за ливня не была задействована артиллерия. На следующий день болгары обошли турок с правого фланга, чем спровоцировали панику. Практически весь гарнизон города начал паническое отступление, бросая на позициях оружие и боеприпасы.

Махмуд Мухтар-паша телеграфировал:

«Это не войска, а сволочь! Солдаты думают лишь о том, как бы скорее добраться до Стамбула, куда их влечет запах константинопольских кухонь. С такими войсками успешно обороняться невозможно…»

[1] Влахов Т. Отношения между България и централните сили по време на войните 1912—1918 г. — София, 1957.

«На нож!» Картина Ярослава Вешина
«На нож!» Картина Ярослава Вешина

Лозенградская операция показала крайне низкую боеспособность и моральное разложение турецкой армии. Сербы под командованием кронпринца Александра стремительно продвигались вглубь Вардарской Македонии и вскоре подошли к Скопье. Командующий гарнизоном тайно покинул город, а солдаты, оставшись без командования, разошлись по домам. В тот же день начались переговоры турок с российской дипломатической миссией о посредничестве в мирном урегулировании вопроса, чтобы город не оказался охвачен анархией после занятия его сербскими войсками.

Восточная и Западная армии оказались отрезаны от путей снабжения. Наблюдались массовые сдачи в плен. Греческие войска, воспользовавшись ситуацией, взяли Салоники. Турки оказались в западне.

Однако болгарские войска не смогли сходу взять Чаталджу, что открывало дорогу на Стамбул. 19 ноября было объявлено перемирие, а в Лондоне началась мирная конференция, в ходе которой, однако, неоднократно нарушался режим прекращения огня. Особенно интенсивными были бои за Шкодер. Черногорские войска, вопреки дипломатическому давлению, продолжали боевые действия, которые прекратились лишь в 1913 году.

Все европейские державы планировали принудить Турцию к миру, однако государственный переворот ,возглавленный Энвером-пашой, сорвал подписание мирного договора. Правительство Турции было распущено, а боевые действия возобновились. Война перешла в позиционную фазу. Продолжалась осада Адрианополя и позиционное сражение под Чаталджиной.

Сербская арт.батарея ведёт огонь
Сербская арт.батарея ведёт огонь

Черногорские войска под командованием кронпринца Данило продолжали осаждать Шкодер. В апреле, после загадочного убийства Риза-паши, новый комендант Эссад Топтани начал переговоры с королём Николой о сдаче крепости, но успехом они не увенчались. Между тем, черногорские войска продолжали наступление, и дальнейшая оборона Шкодера становилась бессмысленной. 23 апреля 1913 года крепость была сдана. Прибывший в город король Никола лично поднял флаг над поверженным городом.

Взятие Шкодера стало началом конца войны. Австро-Венгрия начала требовать передачи города под международный контроль, грозясь в случае отказа вмешаться в войну. Остальные западноевропейские державы поддержали позицию Австро-Венгрии, и в Лондоне возобновились мирные переговоры. 30 мая был подписан документ, согласно которому Турция лишалась всех владений в Европе, за исключением окрестностей Константинополя. Нерешённым оставался только вопрос о статусе Албании, в одностороннем порядке провозгласившей независимость. Страны Балканского союза значительно расширили свои границы.

Флаги великих держав над Шкодером
Флаги великих держав над Шкодером

Раскол балканского союза. Новая война

После окончания войны в коалиции наметился раскол. Болгария требовала передачи Вардарской Македонии под свой контроль, чему противилась Сербия. Болгарское правительство планировало захватить Скопье, перекрыть транспортные артерии между Сербией и Грецией и принудить Сербию к мирным переговорам.

Изначально болгары смогли продвинуться вглубь территории Македонии, но вскоре были остановлены сербскими войсками. Попытка взятия Пирота закончилась полным провалом. Инициатива была утрачена, и болгарские войска начали отступление вглубь своей территории. Вмешательство Румынии и Турции грозило Болгарии сокрушительным поражением, и уже 29 июля, спустя месяц после начала войны, болгарское правительство запросило мира.

Так Болгария лишилась Южной Добруджи, Адрианополя и ряда других территорий. Вардарская Македония также осталась за Сербией.

Последствия

Бухарестский и Константинопольский мирные договоры лишили Болгарию возможности соревноваться за гегемонию на Балканах. Жажда реванша побудила царя Фердинанда вступить в войну на стороне Центральных держав в 1915 году.

Сербия, несмотря на отсутствие поддержки России, сумела значительно укрепить свои позиции. Усиление Сербии, в свою очередь, угрожало стабильности Австро-Венгрии. Фактически, в сохранении единой империи были заинтересованы только собственники крупного капитала, в то время, как среди славянских народов стали распространяться сепаратистские настроения. Особенно опасной ситуация была в Воеводине, где компактно проживала большая сербская диаспора.

С того момента Австро-Венгрия ждала удобного случая для объявления войны Сербии, и в 1914 таковой представился после убийства Франца Фердинанда в Сараево.

(с) Андрей Долохов

Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii

Спасибо за ознакомление!