Мы понимаем всю тяжесть сложившейся ситуации и стараемся не унывать. Поэтому запускаем новую рубрику — онлайн-галерея. Каждая подборка фотографий посвящена итальянской живописи определенного века.
Путеводитель по великому искусству, рассказ о культуре и корнях нашей любимой страны мы начнем с XIII и XIV веков.
Эта фреска была выполнена Джотто и его учениками в базилике святого Франциска в Ассизи: она живописует эпизод из жития престарелого Франциска. Лицо святого лучится добротой, деревья нарисованы в натуральную величину, а фон завораживает своей безыскусностью: просто весенний сад и голубое небо. Светлый участок в центре фрески образовался из-за выцветания краски с годами.
Мозаичный цикл состоит из шести сцен с эпизодами из жизни Девы Марии: «Рождество Богородицы», «Благовещение», «Рождество Христово», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Успение Богородицы». Золотой фон унаследован от византийской традиции, но движение, которым наполнена каждая сцена и которое превозмогает неподвижность византийских фигур, — элемент раннехристианской эстетики. Каваллини проявляет себя как художник, внимательный к веяниям своего времени, и умело придаёт своим персонажам объём с помощью светотени.
Умирающий на кресте Христос изображён с закрытыми глазами; его голова покоится на плече, а тело выгнулось влево. Художник использовал яркие цвета — золотой и красный — и показал напряжение и мощь в мышцах Христа так, как это никому не удавалось прежде. Это придаёт всей фигуре Иисуса драматизм, подчёркнутый болезненной гримасой на его лице.
Знаменитый цикл фресок Джотто в капелле Скровеньи выделяется мягкой и насыщенной манерой письма, невероятным композиционным чутьём, которое не ограничивается фигурами первого плана — сложносочинённая архитектура, на фоне которой разворачивается действие, является органической частью авторской задумки.
Центральные фигуры изящны, величавы и торжественны. К изображению обрамляющих их персонажей Джотто подошёл более свободно: их лица, движения и позы оживлённы и выражают человеческие чувства. Каждый проявляет себя по-своему: кто-то удивлён, кто-то скорбит, кто-то в отчании, в радости, в ожидании, в молитве — перед нами целая палитра эмоций.
В особенности можно отметить сцены «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот», «Воскресение» и Noli me tangere («Не прикасайся ко мне»).
Умирающий на кресте Христос изображён с закрытыми глазами; его голова покоится на плече, а тело выгнулось влево. Художник использовал яркие цвета — золотой и красный — и показал напряжение и мощь в мышцах Христа так, как это никому не удавалось прежде. Это придаёт всей фигуре Иисуса драматизм, подчёркнутый болезненной гримасой на его лице.
Фреска занимает всю северную стену зала Карт мира сиенской ратуши и считается одним из главных живописных произведений итальянского треченто.
Мадонну с младенцем на троне окружают ангелы и святые. Её взгляд направлен в пустоту, проходя и мимо младенца, и мимо зрителя. Богатая отделка трона выполнена в стиле пламенеющей готики. Левой рукой Мадонна поддерживает младенца, а правой трогает его правую ножку.
Особенность этой фрески – её светскость: хотя её действующие лица являются религиозными персонажами, сама Мадонна больше похожа на принцессу, а святые – на окружающую её свиту.
«Аллегория доброго и дурного правления» - это, бесспорно, настоящий шедевр Лоренцетти. Цикл фресок был осуществлён художником в сиенской ратуше (Палаццо Пубблико) и датируется 1338-1339 годами.
Заказчиком было правительство Сиены, состоявшее в тот период из девяти горожан, находившихся у власти ограниченное время, которые затем уступали свои посты другим гражданам.
«Рождество Пресвятой Богородицы» написано темперой по дереву (187 х 182 см) Пьетро Лоренцетти в 1335-1342 гг. Это последнее из известных произведений художника.
Пространство триптиха использовано весьма необычно для той эпохи, так как на нём изображено единое помещение, своды которого напоминают алтарь, а две колонны выступают границами трёх полотен.
Таким образом, все три полотна оказываются визуально связаны. Два из них – это основное помещение, а третье – прихожая, где ждёт и волнуется Иоаким, отец Марии, а также старик и ребёнок. На заднем фоне прихожей виден внутренний двор с портиками великолепного палаццо в готическом стиле.
Все персонажи этой картины выписаны отдельно, а объём им придаёт игра света в их цветных одеждах. Картину отличает торжественность, достойная Джотто. Композиция весьма богата и характеризуется вниманием к мелким деталям.
Шедевр Витале да Болоньи, экспрессивный и реалистичный. Всё в картине служит для передачи этой экспрессии, включая напряжённую позу вздыбленной лошади.
Христос, поместившийся на картине лишь наполовину, обращается к рыбакам. Пётр, вдохновлённый Иисусом, направляется к нему навстречу по воде озера. Рыбаки, вытаскивающие сеть, прорисованы тщательно и объёмно, что придаёт данной картине особый смысл, выходящий за рамки традиционного сюжета.
В весьма ограниченном пространстве, среди библейских (змей-искуситель) и евангелических персонажей (Магдалина, св. Иоанн) вырисовывается крест с распятым Христом, за которым парят три ангела.
Фигура Христа и ангелы напоминают манерой Джотто, но в данном случае художника выдаёт золотой фон. Считается, что эта картина – одна из самых сложных в Кампании XIV века.
Украшенная фресками трапезная базилики Санта-Кроче поражает воображение. Фреске «Дерево жизни» Таддео Гадди посвятил 30 лет работы. В цикл входят следующие сцены: «Распятие», «Тайная вечеря», «Уединение св. Бенедикта», «Иисус Христос на ужине у Симона Фарисея», «Стигматы св. Франциска», «Житие св. Людовика Тулузского». На фреске Гадди теологически осмысливает столь деликатную тему, как распятие. Крест – сердце всей истории, а Древо жизни – возвещение спасения, о чём рассказывают ветви, отходящие от ствола. После смерти Иисус воплощается во время таинства Причастия, представленного в нижнем регистре, посвящённом «Тайной вечере». Запечатлён момент, когда Христос говорит о предательстве одного из апостолов. Иуда стоит спиной, отдельно от других учеников, так что зрители сразу понимают, о ком идёт речь. Перспектива присутствует в зачаточном виде, убранство стола весьма аскетично: несколько чаш, ножей и хлебов.